Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Профессиональный стандарт "Специалист в области хирургии"

16 ноября 2015

  Уважаемые коллеги! Коллектив рабочей группы выражает большую благодарность всем участникам обсуждения этого документа. Мы постарались учесть все полученные замечания и предолжения. Публикуем окончательный вариант профстандарта. 15 декабря данный документ будет представлен в Министерство труда и социальной защиты РФ. Если у кого-то есть дополнительные соображения по содержанию профстандарта, просим представить их до 14 декабря.

Автор: Кривцов Г.А.

 

 

  Скачать файл, в формате DOC

 

  Скачать файл в формате PDF

Плотников Юрий Владимирович # 18 ноября 2015 в 21:59 -2
Все-таки непонятно, хирурги мы или бухгалтеры неизвестного образования. Все излагается так, как рекомендовано братьями Стругацкими: надо учить и переучивать, но каждый раз заставлять забывать все.
Нечай Тарас Вячеславович # 18 ноября 2015 в 23:30 +2
Добрый вечер, коллеги. Несколько пунктов не совсем понятны. 1) Врач после ординатуры должен уметь "Выявлять патологические показатели дополнительных методов исследования (биохимических, функциональных, лучевых, электродиагностики, УЗИ и др.)". Что имеется в виду под электродиагностикой. 2) "Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой, Владеть информационно-компьютерными программами, необходимыми для профессиональной деятельности" - не будет ли правильным перечислить необходимый минимум программ и аппаратов, которыми должен владеть врач? 3) Хирург должен знать "Топографическую анатомию основных областей тела (головы, шеи, грудной клетки, передней брюшной стенки и брюшной полости, нижних конечностей)" и, наверное, верхних конечностей и области промежности 4) "Оценивать физическое и нервно-психическое состояние в различные возрастные периоды" - нервно-психическое состояние хирург может оценивать?
Богопольский Павел Майорович # 19 ноября 2015 в 07:51 0
В разделе "Особые условия допуска к работе" в т.ч. написано: "Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо (???) о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям" и приведена ссылка на статью 351.1 Трудового кодекса. Кто этот раздел сочинил? Статья 351.1 называется "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ". А в диспозиции статьи на самом деле написано: "...не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИЦ, УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРЕКРАЩЕНО ПО РЕАБИЛИТИРУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи". Уважайте, в конце концов, законы!
Кривцов Григорий Алексеевич # 20 ноября 2015 в 14:31 +2
Уважаемый Павел Майорович! Уважаемые коллеги! Давайте уважительно относиться друг к другу и к своим коллегам. Разработчики стандарта могут в чем-то ошибаться, могут что-то упустить. Для выявления этих недочетов мы и проводим открытое обсуждение. Но упрекать разработчиков нормативного документа в неуважении законов, по меньшей мере, не корректно! Этот пункт, очевидно, попал из утвержденного профстандарта по педиатрии (Приказ Минтруда России от 25.06.2015 N 400н). Большое спасибо, что обратили на это внимание. Этот пункт должен быть исключен.
Редактор # 19 ноября 2015 в 11:58 +1
Уважаемые коллеги! Министерство труда и социальной защиты координирует работу по разработке профессиональных стандартов по ВСЕМ профессиям. Основанием для этой работы послужил Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", согласно которому к 2015 г. должно быть разработано и утверждено не менее 800 профстандартов. Цель этой работы: выработка единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров. В связи с тем, что профстандарты разрабатываются по всем профессиям (не только медицинским), для того, чтобы оценивать уровень профессиональной подготовки разных специалистов, требования к разделам профстандарта очень жесткие. Профстандарт является "верхним" документом. В соответствии с положениями которого будут корректироваться (или разрабатываться) образовательные стандарты, должностные инструкции, тарификация работ, присвоение квалификационных категорий (в настоящее время, представленный профстандарт, охватывает только "нулевую" категорию; описание соответствующих разделов по второй, первой и высшей категориям - дальнейшая работа над профстандартом) и установление систем оплаты труда.
Демидов Вадим Александрович # 19 ноября 2015 в 17:40 0
Хирург должен знать "Топографическую анатомию основных областей тела..." (с) А можно где-то ознакомиться с перечнем "неосновных" областей тела? Хвост? Извините, конечное, я не ёрничаю, просто, претит подобная формулировка. Не удержался.
Кривцов Григорий Алексеевич # 20 ноября 2015 в 13:48 +2

Уважаемый Вадим Александрович, не всегда удается подобрать удачные формулировки, но именно эта взята из приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н. Уважаемые коллеги! Мы начали ОБСУЖДЕНИЕ проекта профстандарта, нам всем очень важны Ваши предложения. Пожалуйста, если Вас что-то смущает, давайте свои более конкретные  предложения. Мы их всегда будем готовы обсуждать и предпринимать все усилия для улучшения положений важнейших положений, характеризующих основополагающие моменты регуляцию нашей с вами деятельности!

Богопольский Павел Майорович # 20 ноября 2015 в 20:12 +1
Уважаемый Григорий Алексеевич! Я не знаю, что и откуда попало в проект стандарта (и, соответственно, что случайно "вылетело"по чьему-то недосмотру), и вообще мне многое здесь непонятно и не нравится, начиная с самого начала (например, такое определение, как "хирург нулевого уровня"). Всё это можно обсуждать спокойно и не торопясь. Но юридические нормы не терпят искажения и вольного трактования, к ним надо относиться очень серьезно. Ведь это напрямую касается судеб людей. Не дай Бог, выйдет такой "кривой" стандарт, и что получится? РОХ, вместо того, чтобы защищать своих коллег от административного идиотизма, само подставляет их под увольнение или непринятие на работу? А что касается исключения из данного проекта раздела "Особые условия допуска к работе", я не уверен, что это удастся сделать. Я работаю в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, и там отдел кадров уже давно начал собирать с сотрудников справки о бывших судимостях, а на работу без такой справки просто не принимают. Теперь в отношении судимости. Раньше нам пели в уши, что, если человек отбыл наказание, то считается, что он его искупил и является снова полностью равноправным членом общества и т.д. и т.п. Ан нет! Вранье все это! И подтверждение тому - сегодняшний проект стандарта. Я, между прочим, знаю один пример, который, возможно, заставит кого-то задуматься. Не так давно, лет эдак 6-7 назад, один районный суд умудрился по заявлению родственников судить отличного и моногоопытного хирурга за то, что у него умер больной после операции от тяжелых осложнений, по статье "Непредумышленное убийство". (Это не шутка!). Суд длился больше 2 лет, на это время хирург был отстранен от операций, и, как адвокаты не старались, закончилось это все закрытием дела ввиду примирения сторон (с выплатой родственникам материальной компенсации). А примирение сторон - это нереабилитирующее обстоятельство. То есть, этим самым признано, что хирург убил человека, и это черное пятно на его репутации осталось на всю жизнь. А это, между прочим, юридический прецедент. Так что, всем коллегам можно готовиться попасть в такую же ситуацию. А попасть в нее можно необязательно в связи с профессиональной деятельностью - все мы под Богом ходим. Именно поэтому я и возмутился, когда увидел, как авторы проекта коверкают и трактуют норму закона, не задумываясь, по-видимому, о последствиях.
Лядов Владимир Константинович # 21 ноября 2015 в 18:33 +2
Уважаемые коллеги, почему при описании каждой трудовой функции упоминается, что хирург должен соблюдать правила врачебной этики только в отношении больных с травмами (см. конец каждого раздела)? И вообще, есть ли необходимость вводить в стандарт то, что относится к травматологии и ортопедии и педиатрии? Это отдельные специальности на сегодняшний день, или я ошибаюсь? И еще, я не знаю, нет ли необходимости, раз уж разрабатывается такой формализованный документ, приложить перечень тех хирургических заболеваний, в которых и должен разбираться врач?
Кривцов Григорий Алексеевич # 21 ноября 2015 в 23:57 +2
В процессе работы над эти стандартом, были предложения везде формулировать как "больные с хирургическими заболеваниями и травмами" поскольку в экстренной хирургии хирург очень часто имеет дело с закрытыми или открытыми травмами брюшной или грудной полости. В дальнейшем мы от этого отказались, оставив формулировку "больные с хирургическими заболеваниями". Но этот вопрос, возможно, требует обсуждения. Педиатрическая часть тоже не так проста. Хирург, окончивший ординатуру по хирургии имеет право оказывать помощь только взрослому населению. Однако, в образовательном стандарте (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2014 г. N 1110 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.67 Хирургия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)") написано: "4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются: физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 15 лет, от 15 до 18 лет (далее - подростки) и в возрасте старше 18 лет..."На всех совещаниях профильной комиссии по хирургии, звучат призывы главных хирургов разрешить хирургам оказание экстренной хирургической помощи детям, поскольку подавляющем большинстве регионов нашей страны ежедневно дежурных детских хирургов нет, а по нормативным документам, мы не можем оперировать детей, поскольку у нас нет сертификата по детской хирургии. В этом случае хирург оказывается незащищенным. Несмотря на неоднократные обращения минздрав, эту проблему пока решить не удается. Перечислять все заболевания или оперативные вмешательства, на наш взгляд не целесообразно. Это будет чересчур громоздко и не точно.
Федоров Андрей Владимирович # 4 декабря 2015 в 16:46 +1
Уважаемые коллеги, несмотря на то, что, на мой взгляд, излишняя детализация мануальных навыков хирургов разных квалификационных категорий нанесет больше вреда чем пользы, предлагаю включить в профстандарт минимальные требования к необходимым умениям, которые выпускник ординатуры должен выполнять самостоятельно. Это позволит оградить молодого хирурга от обвинений в некомпетенции (при такой формулировке как «выполнять оперативное лечение при неосложненных плановых хирургических заболеваниях» от хирурга можно требовать умения выполнять резекцию желудка). Предлагаю ввести следующие минимальные требования к умению выпускника ординатуры по хирургии. Должен уметь выполнять: Диагностическую лапароскопию Трахеостомию Холецистэктомию при неосложненном остром и хроническом холецистите Ушивание прободной язвы желудка/двенадцатиперстной кишки Аппендэктомию Рассечение спаек кишки при острой кишечной непроходимости Дренирование плевральной полости Лапароцентез, торакоцентез Ушивание полого органа при его повреждении Грыжесечение при ущемленной и неущемленной паховой, бедренной, пупочной грыжи Вскрытие абсцесса мягких тканей Оперативное лечение фурункула, карбункула, панариция Удаление доброкачественных новообразований кожи и мягких тканей ампутацию верхней/нижней конечности Владеть техникой сосудистого шва
Кривцов Григорий Алексеевич # 9 декабря 2015 в 10:10 +2
Уважаемый Андрей Владимирович, после долгих раздумий, совещаний с разработчиками и организаторами этого процесса, считаю что Ваше предложение должно быть включено в профстандарт. Сейчас пытаемся проработать критерии для присвоения категорий. Поскольку, принято решение о том, что успешные выпускники ординатуры могут претендовать на вторую квалификационную категорию, разница в умениях между специалистом без категории и со второй категорией не должна быть существенной. Предлагаю ввести следующие критерии для второй квалификационной категории - специалист должен уметь выполнять: Диагностическую торакоскопию; Торакотомию; Резекцию тонкой кишки; Наложение гастроэнтероанастомоза; Наложение гастростомы, энтеростомы, колостомы, цистостомы; Остановка внутриплеврального кровотечения; Остановка внутрибрюшного кровотечения; Грыжесечение при вентральной грыже; Удаление доброкачественных новообразований молочной железы. С критериями для присвоения первой и высшей категории сложнее, поскольку дальше специалист может углубиться в узкую специализацию, и такой принцип уже будет необъективен.
Рябец Сергей Анатольевич # 8 декабря 2015 в 22:40 +1
Уважаемый Андрей Владимирович!Определить необходимый перечень навыков, конечно, надо. Но нужно реально смотреть на вещи. Безусловно, было бы здорово, если бы выпускник ординатуры умел выполнять все, что Вы перечислили. И декларировать мы можем все, что угодно. Но, извините, каким образом Вы собираетесь в наших сегодняшних реалиях этого добиться? Мне, как заведующему хирургическим отделением, приходится часто сталкиваться с выпускниками интернатуры и ординатуры. Честно говоря, порой просто страшно становится. Какое грыжесечение при ущемленных грыжах? Многие даже не видели, как выполняется грыжесечение, элементарно анатомию пахового канала не знают, не говоря уже о том, что в этой ситуации необходимо быть готовым к резекции кишки, а ведь у них точно такой же сертификат по хирургии, как у меня и у Вас. И, как не прискорбно об этом говорить, доучиваются они в конечном итоге на рабочем месте, да и то, если повезет с наставником и будет желание. На мой взгляд, проблема не в образовательных стандартах, а в том, что образовательные учреждения не несут никакой ответственности за своих выпускников и не заинтересованы в качестве своего образования. Разве плохи наши имеющиеся образовательные программы? На мой взгляд - нет, просто реализуются они из рук вон плохо. Обучение, зачастую, проходит формально. Пока не будет ответственности ВУЗов за обучающихся - ни о каком качестве образования можно даже не помышлять. Что касается перечня навыков, то на мой взгляд, начинающий хирург должен ВЛАДЕТЬ наиболее простыми методами неотложных вмешательств при острой хирургической патологии, в т.ч. гнойной, а также простыми методиками при лечении наиболее часто встречающихся плановых хирургических заболеваний. Например, при паховой грыже - пластиками по Шолдайсу и Лихтенштейну и т.д.
Кривцов Григорий Алексеевич # 9 декабря 2015 в 15:17 0

Уважаемый Сергей Анатольевич, надо признать, что уровень подготовки выпускников иногда бывает крайне низкой. Существующая система позволяет их выпустить. Профессиональные сообщества совместно с Минздравом пытаются изменить эту ситуацию. Разрабатываемый профстандарт, а затем и образовательный стандарт - один из шагов в этом направлении. Предполагается, что ответственность за аккредитацию (допуск к профессиональной деятельности) будет нести наставник, подготовивший этого специалиста. Интернатуры больше не будет. Перечень к операциям, который предложил Андрей Владимирович, на мой взгляд, вполне достижим за время обучения в ординатуре. Выполнение пластики пахового канала по Шолдайсу, на мой взгляд излишне - это все-таки довольно сложный вид пластики для ординатора, тем более, что этот вид пластики мало где делают даже в Москве. Я был в клинике Шолдайса в Канаде - там нового хирурга готовят 6 месяцев, прежде чем самостоятельно позволить ему выполнить эту операцию. И еще, необходимо иметь в виду, что по современным данным эффективность этого вмешательства подвергается сомнению.

Маматов Жыргалбек Турдубаевич # 10 декабря 2015 в 07:16 0
Добрый день уважаемые коллеги! Интересный проект. К сожалению не владею информацией по данной проблеме. Есть несколько вопросов: 1- кто будет определять уровень квалификации? 2- где будет проводиться аккредитация? 3- что делать с сертификатом по хирургии? Спасибо.
Максим # 10 декабря 2015 в 07:36 -1

Согласен на все 100% с последним высказыванием. Из 10 интернов (ординаторов), 8- дегенераты или мажоры, которые никуда не ходят, не дежурят и думают, что после получения сертификата начнут "стричь бабло"

Шестаков Алексей Михайлович # 10 декабря 2015 в 17:49 +2
Скажите, пожалуйста, а чем до сих пор руководствовались наши ВУЗы, ФУВы, факультеты ППС? Почему возникла необходимость в введении профессиональных стандартов? Как раньше готовили хирургов - нас с Вами?.. Наверное, всегда были и есть сегодня какие-то нормативы подготовки хирурга. Почему сейчас активно муссируется идея введения трехгодичной интернатуры и пятилетней ординатуры? Говорят: "за год можно и зайца научить барабанить" - применительно к нашему с Вами делу - очень жестокая я бы сказал сатира. Но я не могу не согласиться с Рябец Сергей Анатольевичем - очень острый комментарий. Сегодня к нам на работу приходят ребята с нулевыми знаниями и, конечно же, практически не владеют руками... Как было раньше? Корифеи, Вас спрашиваю - тех у кого за плечами по тридцать лет стажа! Скажите нам! Коллега пишет о том, что в Канаде хирург полгода учится выполнить один из вариантов герниопластики (говорят их не менее трехсот!). Я стажировался в Германии, в Восточной клинике Бремена, так вот, друзья, отрыл для себя такую вещь: во-первых из восьми хирургов - шестеро русскоговорящие, во-вторых, там человек после института осваивает нашу специальность еще почти восемь лет. И у меня сложилось впечатление, что такой вот "молодой специалист" заучивается, что ли - а ну-ка представьте себе - каково это восемь лет держать крючки!? А потом в один прекрасный день взять и сделать что-то самостоятельно! Боюсь мы стремимся к чему-то такому. Я закончил интернатуру по хирургии, а до этого в институте ходил на дежурства, в травмпункт - там давали пошить, потом поехал работать в район. Было чертовски тяжело, руки тряслись, боялся сделать что-то не так, а потому читал, искал, спрашивал. У меня тогда из имущества только и было - вагон и маленькая тележка атласов, руководств, монографий. Теперь я зав отделением, и когда вчерашние выпускники ординатуры приходят ко мне и спрашивают, а что нам почитать посоветуете, я развожу руки. У ребят все пособия в ай-подах, смартфонах и ни одной книги в твердом переплете! И вообще у них, мне кажется, иные, нежели у нас с Вами представления о профессии...А еще - какой здравомыслящий хирург доверит ординатору, который ни знает азов анатомии, оперативки сделать что-нибудь серьезнее ПХО!? Или Вы думаете, что наставники - оперирующие хирурги, за которыми прикрепляют ребят, не бояться за свои места, репутацию, свободу в конце-концов? Думаю никто не доверит. И Вы со мной согласитесь. А потому, вывод такой - думаю, нельзя продавать звание "хирург", нельзя принимать студентов, которые ни выказали во время студенчества интереса к хирургии принимать в интернатуру/ординатуру. Нельзя стать хирургом из-под палки или за деньги. Нельзя сразу после окончания ординатуры получить вторую категорию, я получил свою "вторую" после четырех лет работы, после того, как своими руками выполнил не одну ДККТ, множество накостных МОС, операций на ОБП экстренных и плановых, острой урологии (у нас район сельский - травматолог, нейрохирург, детский хирург и уролог не положены по штату), прооперировал не одного ребенка, а у меня нет сертификата детского специалиста, как нет сертификата по травме и нейрохирургии, урологии. Как можно сравнить уровень выпускника и пусть даже год самостоятельно оперирующего хирурга!? Может стоит вспомнить старое распределение? Чтобы в областных ЛПУ работали настоящие доки, знающие азы и особенности общей хирургии, а не вчерашние ординаторы-интерны, "узкие специалисты". Специалист узкого профиля должен вырасти из общего хирурга. Про необходимые мануальные навыки - чем плохи старые стандарты? Там была и аппендэктомия, и трахеостомия - на самом деле, мало что изменилось, разве что, необходимы основы эндохирургии. Потому думаю, лучше не стандарты формулировать, а искать в студентах толковых, целеустремленных, пытливых ребят, прививать и развивать в них интерес к хирургии. Это чисто педагогическая, воспитательная работа, которая по нынешним стандартам, видимо, выходит за рамки деятельности кафедры хирургических болезней. Один такой выпускник заменит десяток коммерческих.
Завражнов Анатолий Анатольевич # 10 декабря 2015 в 20:53 0
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Проект нужный и несомненно будет развиваться. Мои вопросы и предложения... Раздел I. «Профилактика (чего?), лечение и реабилитация больных с хирургическими заболеваниями». Вариант – «Диагностика и профилактика хирургических болезней, лечение и реабилитация больных с хирургическими заболеваниями». Раздел II. В трудовые функции включить и «направление на амбулаторное и/или стационарное лечение, на медико-социальную экспертизу и …», потому что многими хирургами оказывается только первичная медико-санитарная помощь на уровне поликлиники. Раздел III, 3.1. Возможные наименования должностей: «врач приемного отделения» заменить на «врач-хирург приемного отделения». Другие характеристики: возможно ли включить пункт «написание практических рекомендаций, статей, монографий…»? 3.1.1. Необходимые знания: добавить «Принципы, приемы и методы местного (общего) обезболивания». Необходимые умения: добавит «проводить (местное?, общее?) обезболивание при выполнении хирургических вмешательств». 3.1.2. Необходимые умения: заменить «выполнять дренирование плевральной полости» на «выполнять торакоцентез»; добавить «выполнять местную анестезию и блокады…». Спасибо!
Кривцов Григорий Алексеевич # 11 декабря 2015 в 10:24 0
Уважаемый Анатолий Анатольевич, спасибо за конструктивные предложения. Предложенная Вами формулировка цели вида профессиональной деятельности принята. Включать еще одну обобщенную трудовую функцию «направление на амбулаторное и/или стационарное лечение, на медико-социальную экспертизу и …» не целесообразно, поскольку у каждой врачебной специальности обобщенная функция одна - оказание медицинской помощи по специальности. Предлагаемая Вами трудовая функция включена в раздел III. Возможные наименования должностей регламентированы Приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (ранее Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н) и изменены быть не могут. Написание статей, монографий и т.д. - это научная работа, а профстандарт описывает требования к практической работе врача. Раздел 3.1.1. описывает трудовые функции, связанные с обследованием больных для установления диагноза. Включать в этот раздел обезболивание, на мой взгляд, не целесообразно. В разделе 3.1.2. торакоцентез есть. По поводу дренирование плевральной полости - и академик Затевахин И.И., и академик Кубышкин В.А. считают, что его нужно оставить.
Бутырский Александр Геннадьевич # 12 декабря 2015 в 11:19 0
В нынешнем виде стандарт обрел более-менее реальные черты и приблизился к действительности. Не совсем понятными остаются формулировки в разделе 3.1.3 "ведение социально-гигиенического мониторинга" и "использование физкультуры и спорта для профилактики хирургических заболеваний". Что и как должен делать врач-хирург? И еще как знание Конституции РФ поможет врачу-хирургу выбрать правильный план обследования и лечения больного (разделы 3.1.2 и 3.1.1). Многие выступления коллег по поводу несостоятельности молодых хирургов кажутся мне не вполне обоснованными. Мы все доучивались, придя на работу в больницу. А что касается претензий к первичному постдипломному образованию, то сложившаяся ситуация, когда кафедры и больницы стоят по разные стороны лечебного процесса в конце концов до добра не доведет. Не хотелось бы ссылаться на опыт Украины, но там все было четко определено Положением о клинической больнице, кафедра и отделение выполняли одну задачу. А у нас кафедры как-будто бы ничего не умеют, а ведь мы не самые плохие врачи. Но места в больницах для некоторых почему-то не находится
Зуев Валерий Ксенофонтович # 12 декабря 2015 в 21:27 0

А мне вообще непонятна идея клинической ординатуры сразу после Вуза. Не могу представить массовую клиническую ординатуру, выпускающую нормальных хирургов. Ведь будут обучаться по два выпуска одновременно(1-2 год). Проблема, на мой взгляд, в качестве первичной подготовки. Она в последние годы резко упала. Говорю не голословно, т.к. работаю в настоящее время в системе последипломного образования. А в советское время работал в ВМедА им. С.М.Кирова где на кафедрах хирургии как и во всех Вузах проводилась и додипломная и последипломная подготовка. В клинической ординатуре готовилась меньшая часть хирургов. Но почти все выходили грамотными, готовыми к самостоятельной работе специалистами на хорошем уровне. На мой взгляд система подготовки специалистов в СССР была очень хорошо построена. Интернатура давала неплохую подготовку, достаточную для работы одинатором. А после - клиническая ординатура, курсы усовершенствования. А главное - практическая работа и самостоятельная учеба.Без этого никакая система образования не воспитает хорошего специалиста. С первых лет учебы в мед. вузе надо внушать студентам необходимость сомообразования всю жизнь, какую бы должность не занимал. Как бы мы не старались пока человек не поработает самостоятельно, он не поймет что ему нужно знать и уметь как "отче наш". И главное - нельзя слепо копировать систему подготовки в Европе, США. Надо учитывать особенности нашей необъятной страны. Конечно, можно готовить специалиста и 5-6 лет. Но кто будет работать в это время в больницах и выдержит ли это бюджет. Касательно профессиональных стандартов. Они всегда были, определяли в общем виде конечные цели подготовки. Излишняя конкретизация не только не нужна, но и нежизнеспособна, т.к. все время появляются новые методы диагностики и лечения. Наша средняя школа начала преобразования раньше, чем высшая. У кого есть дети и внуки, думаю, согласятся, что средняя школа в настоящий момент практически развалена. Если высшая школа будет идти путем таких же реформ, через некоторое время у нас будет вся страна с дипломами, но без специалистов.

Плотников Юрий Владимирович # 13 декабря 2015 в 08:58 0
В каком веке родился человек, который до сих пор практикует грыжесечение? Можно ли рекомендовать эту операцию в XXI веке? Есть ли различие в терминах "зашить" и "ушить"?
Алексахин Сергей Юрьевич # 13 декабря 2015 в 18:10 +1
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В плане разработки профессиональных стандартов считаю абсолютно необходимым развить комментарий проф. Федорова А.В. Уж если мы задумываемся о дальнейшей стандартизации в нашей профессии, что лично я не во всех случаях считаю полезным и правильным, то вопрос о базовых мануальных навыках молодого хирурга должен быть четко и по пунктам поставлен и разрешен как наиболее важный. Не должно быть больших различий в базовом хирургическом опыте начинающих хирургов по окончании постдипломного образования, независимо от того, из какого региона они прибыли и на базе какой кафедры проходили обучение. Сейчас уровень исходной подготовки молодых специалистов порой различается очень существенно, что считаю недопустимым. Многие интерны и ординаторы ( и это не секрет ) не имеют достаточного допуска в операционную, будучи перегружены работой с нелюбимой врачами медицинской документацией, и, таким образом, обделены практикой- а это может резко снизить мотивацию обучающихся, так как именно операционная их дальнейшее основное место работы. Стремление к постоянному самообразованию считаю обязательным для всех, однако и со стороны кафедр должна быть гарантия получения определенного объема оперативных навыков. Как выпускники ВУЗов будущие интерн или ординатор обязаны знать и совершенствовать теорию ( топографическую анатомию, оперативную хирургию, хирургические болезни и т.д. ), за их незнание отвечает ВУЗ и они сами вплоть до постановки вопроса о целесообразности дальнейшего обучения их хирургии. "Продавать" профессию хирурга всем подряд могущим оплатить обучение считаю преступлением перед пациентами. Будущий хирург по собственному желанию сам должен стремиться в операционную еще в студенчестве- и это тоже должно стать негласным стандартом,- считаю, что после окончания ВУЗа начинать воспитывать настоящего хирурга уже поздновато. Но тем волонтерам, кто ради хирургии пожертвовал многими радостями студенческой жизни, должно быть гарантировано соответствующее достойное постдипломное образование и оснований для жалоб на то, что "мне ничего не дают оперировать" быть не должно. Список необходимых мануальных навыков может "плавать" в определенных границах, но "ядро" их видится приблизительно таким. 1) Постановка зонда Блэкмора. 2) Пункция и дренирование плевральной полости. 3) Лапароцентез. 4) Пункция перикарда. 5) Вскрытие гнойных очагов мягких тканей. 6) Первичная хирургическая обработка ран различной локализации. 7) Лапаротомия, ревизия органов брюшной полости, назоинтестинальная интубация. 8) Трахеостомия. 9) Аппендэктомия. 10) Ушивание перфоративной язвы. 11) Герниотомия, герниопластика. 12) Холецистэктомия. 13) Гастростомия. 14) Колостомия. 15) Торакотомия. 16) Диагностическая лапароскопия, ревизия органов брюшной полости, дальнейшие манипуляции- по способностям. В конце хотелось бы заострить внимание на том, что в последнее время многие молодые специалисты уже мало представляют себе "открытую" холецистэктомию, аппендэктомию и ряд других вмешательств, т.к. все это видят только в лапароскопическом исполнении- а в случае необходимости конверсии это может осложнить ситуацию. Надеюсь, что в целом уважаемые коллеги придерживаются схожего мнения и необходимый в целом стандарт будет доработан и улучшен в интересах и врачей, и наших пациентов. Спасибо за внимание, здоровья и удачи всем.
Александр Мальцев # 14 декабря 2015 в 19:29 +3
Уважаемые коллеги! Глубокоуважаемые старшие товарищи! Я наверное могу себя отнести к группе так называемых молодых врачей, год выпуска из института 2009 и еще ярко помню интернатуру, ординатуру и все что с ней связано и могу судить о том перечне необходимых навыков как о невозможном или почти невозможном, а причин на это несколько: 1. Кто скажет, как часто в отделениях общей хирургии ГКБ накладывают сосудистый шов? Или как часто делают торакотомию? Или ампутацию верхней конечности? И как часто данные манипуляции дозволяют делать обучающемуся (интерну, ординатору)? Как часто дозволяют выполнить обучающемуся плановую, а зачастую оплаченную операцию типа лапароскопической холецистэктомии или герниопластику? 2. У меня еще сохранились воспоминания о том как профессор общий хирург делал обычную ампутацию н/к (бедро) да так, что мы (обучающиеся) просто удивлялись, как так вообще можно делать - мягко говоря совершенно не правильно и на следующий день или через день культя развалилась. Или когда профессора делают операции которые делать данным пациентам нельзя, потому что не тот объем, не та болезнь или еще по какой-либо причине. Зато профессор потешил свое самолюбие. Возможно хороший абдоминальщик не должен лезть в сосудистую хирургию или в гнойную... 3. Далеко не каждый хороший хирург сделает весь объем операций, которые Вы, уважаемые коллеги и старшие товарищи, хотите включить в данный перечень, ХОРОШО. Мы же знаем основную заповедь врача - не навреди! Зачем же тогда обязывать хирурга делать то, что он не умеет или никогда раньше не делал? Ждать осложнений? Я уж не говорю про категории которые хотят придумать и наверное, чтобы получить высшую надо будет сделать пересадку сердца с мозгом, резекцию брюшной аорты одномоментно с пневмонэктомией и резекцию трахеи с пищеводом симультанно... Существует публикация о трансплантации легких, где написано, что при выполнении трансплантаций в КЛИНИКЕ менее 20 в год риск осложнений повышается в несколько раз. Возможно результаты этой статьи можно интерпретировать на любую хирургическую патологию и любого врача. 4. Сейчас часто обучение проходит в федеральных центрах, где 95% выполняют плановые, квотные операции, в этих больницах обучающийся может ни разу не увидит аппендицит, а уж про то как он его будет делать и не подумает, или тяжелые плевриты которых тьма в ГКБ, но единицы в федеральных, или переломы, которых в травмпунктах много, а в федеральных почти нет... Так что уважаемые коллеги и глубокоуважаемые старшие товарищи есть над чем подумать, а нужен ли этот стандарт вообще и не будет ли он очередной профанацией...
Кривцов Григорий Алексеевич # 15 декабря 2015 в 15:37 0
Основная беда не в том, что молодые специалисты ничего не умеют, а в том, что их ТАК учат. Эта тема раскрыта в комментариях и ответах к ним. Заложенные в профстандарт требования должны послужить шагом к изменению этой ситуации.
валерий # 8 октября 2018 в 10:30 0
Почему в документах не указан регистрационный номер , чис, год и прочие утверждающие данные?ло
Федоров Андрей Владимирович # 9 октября 2018 в 14:12 0
По ссылке открывается начальный вариант профстандарта. В настоящий момент он проходит государственную регистрацию. Регистрационные данные в документе появляются после его регистрации. Как только мы получим эти данные - обязательно опубликуем вместе с данными

← Назад