Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Мероприятия по ликвидации кадрового дефицита врачей в бюджетной сфере

4 сентября 2017

  Глубокоуважаемые коллеги! Главный хирург Министерства Здравоохранения академик А.Ш. Ревишвили получил запрос Министерства с просьбой оценить потребность в подготовке кадров хирургов в ординатуре. В настоящий момент все главные хирурги регионов изучают этот вопрос. Мы представляем вашему вниманию предложения Главного хирурга Южного Федерального Округа профессора М.Ф. Черкасова и комментарий академика А.Ш. Ревишвили. Приглашаем всех принять активное участие в обсуждении этого очень важного для нас всех вопроса.

Президиум профильной комиссии по хирургии Минздрава России и Комитет по образованию РОХ

  Принимая во внимание сложившуюся в ряде регионов РФ проблему дефицита хирургических кадров, в целях оптимизации обеспечения населения РФ квалифицированной медицинской помощью по специальности "хирургия", а также для формирования и закрепления у специалистов узкого хирургического профиля общехирургических знаний и навыков предлагаем в соответствии с пунктом 11 статьи 82 Федерального закона об образовании в РФ N 273 от 29.12.12 года ("Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника").
1. При подготовке специалистов в программах ординатур по узким хирургическим специальностям (колопроктология, торакальная хирургия, сердечно-сосудистая хирургия и другие) на первом году обучения включить: фундаментальные, смежные дисциплины, симуляционный курс, а также специальную дисциплину и практику по специальности "хирургия".
2. По окончании первого года обучения и сдачи ИГА присвоить обучающемся квалификацию по специальности "хирургия" с последующим его обязательным направлением на место работы на 1-2 года (в районы, выделенные МЗ по целевым программам), после чего предоставить специалисту возможность продолжить обучение по узкой хирургической специальности с получением новой квалификации по завершению учебы.
Таким образом, предложенная стратегия не только позволит в короткие сроки удовлетворить потребность населения в специалистах-хирургах, но и будет способствовать закреплению фундаментальных знаний и практических умений в области хирургии у специалистов узкого хирургического профиля.
В СССР была выработана следующая форма обучения – сначала интернатура, потом 3 года работа в районной больнице, затем ординатура для повышения знаний и хирургического мастерства.

В связи с формированием сводного плана приоритетного проекта «Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами» предлагаем для включения следующие меры
1) осуществлять мониторинг, анализ и перспективное планирование потребности в медицинских кадрах на уровне региона и муниципальных образований с учетом уровня заболеваемости и объемов оказания медицинской помощи населению;
2) подготовить госпрограмму поэтапного сокращения дефицита медицинских кадров и устранения кадровой диспропорции, содержащую в себе меры социальной поддержки, которые бы повышали привлекательность отрасли для специалистов, в том числе престиж медицинской научно-образовательной деятельности;
3) конкретный профинансированный государственный план ее решения с участием не только губернаторов и глав регионов, но и с учетом межведомственного взаимодействия с участием Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки РФ;
4) реорганизация целевой подготовки медицинских специалистов для последующей работы в субъекте Российской Федерации, целевые договора должны быть составлены таким образом, чтобы выпускники не имели возможности уклониться от их выполнения;
5) реальное содействие в трудоустройстве выпускников: формирование благоприятных условий труда для специалистов, включая систему сопровождения молодых специалистов, реализацию мер социальной поддержки, обеспечение условий для профессионального развития и самореализации;
6) активная целенаправленная работа по повышению престижа медицинской профессии: обеспечить врачам достойную зарплату; предоставление жилья (жилищный сертификат);
7) поиск новых путей привлечения врача в практическое здравоохранение: вернуть распределение для бюджетников
8) внести изменения в государственный образовательный стандарт на выпускных курсах лечебных и педиатрических факультетов с увеличением часов занятий по базовым профильным дисциплинам;
9) ввести реальную субординатуру для более ранней профилизации студентов;
10) расширить систему допусков к практической деятельности в рамках профиля деятельности, подготовить новые редакции порядков оказания медпомощи;
11) повышать конкурентоспособность государственного здравоохранения в сравнении с частным;
12) расширить оказываемые меры социальной поддержки медицинских работников, усовершенствовать систему подготовки медицинских кадров, продлить и расширить программу «Земский доктор»;
13) устранять диспропорции врач: медсестра для интенсификации труда специалистов;
14) подготовить новые штатные нормативы, учитывающие трудозатраты по клиническим рекомендациям;
15) внедрить программы привлечения кадров из других стран.

Автор: Черкасов М.Ф.

Ревишвили Амиран Шотаевич # 4 сентября 2017 в 10:46 +3
Прекрасная программа. Много взято из прекрасной нашей медицинской истории. Прошу поддержать.
Биличенко Вячеслав Борисович # 4 сентября 2017 в 18:29 0
Поддерживаю общий план мероприятий, и надеюсь на его скорейшее внедрение. При этом конкретные пункты нуждаются в дополнении и уточнении. 1)осуществлять мониторинг, анализ и перспективное планирование потребности в медицинских кадрах на уровне региона и муниципальных образований с учетом уровня заболеваемости и объемов оказания медицинской помощи населению; добавить: с учетом уровня и тяжести заболеваний и повреждений. 2) подготовить госпрограмму поэтапного сокращения дефицита медицинских кадров и устранения кадровой диспропорции, содержащую в себе меры социальной поддержки, которые бы повышали привлекательность отрасли для специалистов, в том числе престиж медицинской научно-образовательной деятельности; расширить: в срочном порядке подготовить и утвердить Государственную программу, придав ей статус Закона (на период существования). Предусмотреть меры ответственности за ее невыполнение. 3) конкретный профинансированный государственный план ее решения с участием не только губернаторов и глав регионов, но и с учетом межведомственного взаимодействия с участием Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства образования и науки РФ; исключить: конкретный профинансированный . Просто - Государственный план. В этом все сказано. 4) реорганизация целевой подготовки медицинских специалистов для последующей работы в субъекте Российской Федерации, целевые договора должны быть составлены таким образом, чтобы выпускники не имели возможности уклониться от их выполнения; добавить: все стороны договора не имели возможности уклониться от их выполнения. 5) реальное содействие в трудоустройстве выпускников: формирование благоприятных условий труда для специалистов, включая систему сопровождения молодых специалистов, реализацию мер социальной поддержки, обеспечение условий для профессионального развития и самореализации; добавить: Обязать каждый медицинский вуз России предоставлять полную информацию по трудоустройству врачей по окончании учебы в вузе; 6) активная целенаправленная работа по повышению престижа медицинской профессии: обеспечить врачам достойную зарплату; предоставление жилья (жилищный сертификат); добавить: Разработать закон об охране медицинской деятельности правоохранительными органами и уменьшить или исключить риски особенно врачей педиатров и детских хирургов. 7) поиск новых путей привлечения врача в практическое здравоохранение: вернуть распределение для бюджетников добавить: государственное распределение. В состав комиссии включить....- перечислить руководителей всех служб и уровней структурных медицинских подразделений. 8) внести изменения в государственный образовательный стандарт на выпускных курсах лечебных и педиатрических факультетов с увеличением часов занятий по базовым профильным дисциплинам; добавить: теоретических и практических занятий; 9) ввести реальную субординатуру для более ранней профилизации студентов; исключить: реальную. Просто - субординатуру на 6 курске, по опыту прошлых лет, как в Белоруссии сейчас. 10) расширить систему допусков к практической деятельности в рамках профиля деятельности, подготовить новые редакции порядков оказания медпомощи; добавить: вернуть профпереподговку в объеме 504 ч. для основных хирургических специальностей: травматология и ортопедия, урология, детская хирургия;онкология; для врачей хирургов, проработавших 10 лет по специальности "хирургия"; 11) повышать конкурентоспособность государственного здравоохранения в сравнении с частным; добавить: запретить фондам ОМС участвовать в работе частных клиник; 12) расширить оказываемые меры социальной поддержки медицинских работников, усовершенствовать систему подготовки медицинских кадров, продлить и расширить программу «Земский доктор»; добавить: увеличить возраст врачей до 50 лет для женщин 55 лет для мужчин, чтобы они могли воспользоваться этой программой. 13) устранять диспропорции врач: медсестра для интенсификации труда специалистов; добавить: сокращения времени ожидания в оказании медицинской помощи; 14) подготовить новые штатные нормативы, учитывающие трудозатраты по клиническим рекомендациям; добавить : работу с электронными носителями, дополнительную нагрузку по ведению истории болезни по требованиям ОМС; овладению и проведению современных медицинских технологий; рассмотрению жалоб пациентов и работу с экспертами фонда ОМС; 15) внедрить программы привлечения кадров из других стран. добавить: разработать, адаптировать к российским условиям, и внедрить. Особое внимание должно быть уделено анестезиолого-реанимационной службе, палатам и отделениям реанимации, без которых невозможно оказывать хирургическую помощь на должном уровне.( В своих протоколах операций всегда пишу анестезиолога-реаниматолога первым). срочном порядке эти мероприятия, точнее Программа должна быть внедрена. Если не внедрять, то как пример из жизни безответственной власти. Белгородская область. Прохоровская ЦРБ. Главный врач Ждановский О.М.( врач-хирург, эндоскопический хирург, высшая категория, к.м.н., доцент, стаж 20 лет) - в течении 7 лет жилье администрацией района не предоставлено. Биличенко В.Б. - зав.хир.отделением (врач-хирург, травматолог-ортопед, детский хирург, д.м.н., профессор, высшая категория, стаж 30 лет ) - жилье в течении 5 лет не предоставлено. Если врачам с опытом работы не дают жилье , как вы думаете дадут ли молодым? Нет. Потому, что нет контроля, да и совести у них нет! И последнее о том как мыслят некоторые главы администраций (другой район) в Белгородской области. Когда ты убеждаешь что нужно давать врачам жилье (не о себе - о молодых) можно услышать такой ответ: " У нас в Белгородской области действуют программы: Молодая семья, "Земский доктор" и т.д. - пусть берут землю и строятся" дальше идет пауза, за которой следует продолжение "На халявку не получиться". Врач-хирург в районе работает на износ с 8.00 до 18.00, и еще 10 - 14 дней ургентирует не выезжая из района, и 2- 5 дежурств по больнице. Какая ему стройка. Он ночами не спит из-за больных. Вопрос: А на халявку хорошее здравоохранение может быть?. Как Вы думаете где лечатся главы районов, если заболеют - минимум в Областных медицинских учреждениях или ФГУ. Единственный и настоящий глава администрации мне встретился за 10 лет районной хирургии в п.Коренево, Курской области - Сергей Иванович Ковтун, который после разговора сумел выделить 2 квартиры для врачей-хирургов в Кореневской ЦРБ и сохранить хирургическое отделение для района и вернуть уехавших врачей, и тем самым спасти жизни больных и пострадавших в своем районе. С Уважением Биличенко В.Б.
Тарасов Сергей Леонидович # 5 сентября 2017 в 17:05 +1
Сохранить, уменьшить дефицит кадров, закрепить их на местах может только одно - достойная заработная плата! У нас в регионе оклад врача хирурга стационара, после интернатуры составляет 9400 рублей! Кто за такие деньги в настоящее время будет работать! Но на всех уровнях рапортуют, что уровень зарплаты врача вырос до 40000! Достойная зарплата и все проблемы с дефицитом кадров, закреплением их на местах решена и не над не социальных льгот, не программы земский доктор, не пресловутого распределения!!! А программа земский доктор - выделяют и то с большими трудностями 1млн. рублей9НА 5 ЛЕТ) это по 200000 в год, где и какую квартиру можно на эти деньги купить даже в ипотеку. ТОЛЬКО ДОСТОЙНАЯ ЗАРПЛАТА И ВСЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНЫ И НЕ НАДО ПРИНИМАТЬ НИ КАКИХ ОПТИМИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ!
Хисамов Алмаз Рифович # 6 сентября 2017 в 08:08 +2
Необходимо создать привлекательные условия труда по специальности, тогда не будет дефицита кадров, а наоборот, "здоровая" профессиональная конкуренция. Все остальные меры по принуждению работать там, где нужно заткнуть дыры - утопия
Костырной Александр Васильевич # 5 сентября 2017 в 08:51 +2
Уважаемые коллеги, затрагиваемая проблема кадровой политики в хирургии очень актуальна. И я соглашусь во многом с замечательной программой проф. Черкасова М.Ф и очень открытыми высказываниями проф. Биличенко В.Б. И если позволите высказать своё мнение. Проблема есть и она создана нашими руководителями министерства. Проф. Биличенко В.Б. возвращает в прошлое, но это же хорошо. Зачем же создавать "новый велосипед". Прошлое было замечательное - 6 курс субординатура по узкой специальности _хирургия, терапия, гинекология. И мы все полностью отдавались нашей будущей профессии - самостоятельные и обязательные дежурства в клинике, активное участие в операциях и даже самостоятельное выполнение. Получение диплома и прохождение годичной интернатуры по специальности (в большинстве случае по месту дальнейшего своего распределения) - где полностью отдавались своей специальности. Я лично жил в больнице и за год сделал 120 аппендэктомий, холецистэктомию, прободную язву и т.д, а об ассистенции уже молчу. Затем был экзамен устный с выдачей сертификата хирурга-специалиста. И обязательное отрабатывание 3 года по месту распределения.А уж потом если хочешь дальше расти в своей специальности поступай в клин. или спец. ординатуру, или аспирантуру. Как говорится всё в твоих руках. Почему же нельзя нашим организаторам взять за основу проверенную временем систему подготовки специалистов. Замечу, в то время кадрового голода не было. Сегодня система на мой взгляд должна быть одинакова, что для бюджетного, что для коммерческого обучения. Распределение студентов с обязательной отработкой 2-3 лет должно быть равным. Чего таить, на бюджет поступают более подготовленные школьники, почему же они сегодня они после окончания Вуза должны терять 3 года и быть врачами общей практики. Они же пришли и поступили быть другими врачами. А мы их под общую гребёнку. В студентам платившим за обучение - мы открываем зелёный свет. На старте все должны быть равными. А жизнь и целеустремлённость каждого покажет, кто есть кто. Так будет справедливо. А то, что касается квартир - это миф. Я 33 года в хирургии и квартиры мне ни кто не выделил. Правильно сказа проф. Биличенко В.Ф. - нет у них совести, да и не было. Сегодня в Крыму повысить престиж медицинско-научной деятельности не возможно. А это всегда было почётно в Крыму.Привлечь в аспирантуру сегодня крайне сложно. Из-за жуткого отношения практического здравоохранения к науке. Невозможно, только потому, что все клинические кафедры нашим министерством и соответственно главными врачами не допускаются к лечебной деятельности, при наличии всех необходимых сертификатов РФ. За исключением нескольких адекватных главных врачей понимающих, что наука и практика не могут существовать друг от друга. А в остальном в Крыму в системе здравоохранения полный бардак.Маленький пример - в аттестационной комиссии по специальности хирургия - не включено ни одного профессора медицинской академии - абсурд, далее не хочу развивать больную тему.Заметьте, что хорошо информированному министру здравоохранения РФ до этого дела нет.Давайте немного приземлимся к реальной жизни, к ОМС и т.д.
Сергин Андрей Евгеньевич # 5 сентября 2017 в 12:32 0
Полностью согласен
Шептунов Юрий Михайлович # 5 сентября 2017 в 12:40 +1
По сути первый год обучения в ординатуре по М.Ф.Черкасову должен в значительной степени заменить интернатуру. В совокупности с восстановлением субординатуры по хирургии это даст селу (и городу) полноценных. пусть пока малоопытных, специалистов. Опыт - дело наживное.
Юдин Владимир # 5 сентября 2017 в 13:37 +1
Предложенная программа всецело отвечает чаяниям отечественной медицинской школы. Всецело поддерживаю все пункты. Хватит революций - зеленую улицу здравому смыслу и традициям отечественной хирургической школы.
Бутырский Александр Геннадьевич # 5 сентября 2017 в 14:39 +3
"Благими намерениями выслана дорога в ад" Предлагаемая программа замечательная, только она предлагает сломать все, что делало Министерство последние годы: вернуть субординатуру - это значит отменить аккредитацию после выпуска, это значит сломать систему НМО и пр. Хотя на самом деле это отличная мысль. Но все переворачивается с ног на голову, рушится и без того хрупкая система трудоустройства выпускников. Не понятен п.2 - куда ехать и когда? после первого года ординатуры? А зачем она нужна? Может быть, лучше вернуть годичную интернатуру и все? Зачем ломать копья, если мы все это уже проходили? А где взять деньги под реализацию всех программ, которые предлагаются? Конечно, я не экономист, но если зарплаты не растут, то откуда возьмутся деньги на все другое? По поводу целевых договоров: все меняется, люди женятся, рождаются дети, а мы просто хотим отрубить возможность трудоустроится где-то в другом месте, несмотря на все обстоятельства. Уж очень категорично. Программа, безусловно, очень хорошая, но без солидных бюджетных вложений ее не решить.
Шапошников петр евгеньевич # 5 сентября 2017 в 14:51 +2
Опять теже грабли! А почему не вернуться к старой доброй системе!!! Субординатура. Распределение. Интернатура. Работа в ЦРБ. Затем ординатура.
Комаров Николай Викторович # 5 сентября 2017 в 16:26 +3
Мероприятия по ликвидации кадрового дефицита врачей в бюджетной сфере не может быть реализована только в разделе «хирургия». Приветствую предложения о возрождении подготовки хирурга в субординатуре-клинической ординатуре-практической работе в течение 2 лет в районной медицине. Он обязан пройти эти три этапа своего профессионального роста, только потом по его желанию – специализация: урология, проктология и т.д. Земская медицина продолжает стремительно разваливаться! Только понюхав «пороха» районной хирургии, работая в последующем в областном клиническом учреждении врач не будет «отфутболивать» пациента на лечение в район. Предлагаю возродить кураторство районных хирургических отделений специалистами областного лечебного учреждения и хирургических клиник медицинских академий и университетов. В моей памяти – профессорские обходы, операции, конференции, внебольничные встречи, обсуждения, воспоминания не только сближали районных и областных специалистов, это была и консультация и учеба на местах. Обеспечение жильем, предоставление в собственность после работы в течение 10 лет. Программа губернатора Нижегородской области Шанцева В.П. с обеспечением жильем (дом или квартира, машина) исправила катастрофическую ситуацию с анестезиологами и другими специалистами в нашем районе. Необходимо менять тарифы на лечение больных. Не должна стоимость аппендэктомии в районном хирургическом отделении быть меньше стоимости аппендэктомии в областном хирургическом отделении. Пациент один и тотже – с острым аппендицитом, а деньги разные. Самый больной вопрос – заработанная плата. Бегут хирурги из практической хирургии. Приветствую данные предложения. С уважением Н.Комаров,д.м.н.,зав.хир.отд.ЦРБ
Прудков М.И. # 5 сентября 2017 в 18:50 +1
Поддерживаю предложение профессора Черкасова, предусматривающее этапность подготовки "узких" хирургических специальностей через этап "общая хирургия" и настоятельную необходимость серьезных изменений существующих реалий. Сегодня с кадровым обеспеченим хирургической помощи складывается весьма удручающая тенденция. И она будет продолжать ухудшаться, особенно если продолжать считать обязательную хирургическую помощь больному, находящемуся в критической ситуации - "медицинской услугой". Если так рассуждать, то и освобождение заложников, захваченных террористами - такая же "услуга", и за потери заложников тоже судить спецназ. Кто тогда захочет их освобождать? Так и в хирургии, все меньше будет желающих. Правда, идея обязательной отработки общим хирургом в течение 1-2 лет после первого года обучения представляется мне дискутабельной. Это заткнет какие-то сиюминутные дыры, но оторвет немалую часть талантов от последующего обучения. Принципиально, хирургов нужно начинать готовить раньше, обучать их дольше. А потом наиболее перспективным давать возможность дальнейшей специализации без перерыва. Сегодняшняя 2-х летняя ординатура по хирургии - только аналог когда-то существовавшей 2-х летней системы (субординатура+интернатура). Учитывая существовавший тогда более ранний допуск обучающихся к клинической и оперативной деятельности на добровольных дежурствах, она ей даже уступает и никак не приближается к общемировой практике (минимум 4-5 летняя резидентура с наработкой 6-10.000 часов в операционной). Я уже не говорю о последующем обучении и стажировке по узким специальностям в течение длительного времени в крупных клиничских центрах. Пусть будет не столько и не сразу. Но должна быть программа реального, а не бумажного повышения качества подготовки. Михаил Федорович совершенно прав, что субординатуру вернуть есть сиысл. Вообще - мы кого и для кого учим? Для США, Европы или для своей страны? Если для себя - то, в первую очередь, должны ориентироваться на свои потребности и свои возможности. По моему глубокому убеждению, краткосрочные программы НМО - могут служить только дополнением к ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМУ БАЗОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ хирургов в крупных хирургических центрах, но ни в каком случае не должны вводиться ВМЕСТО НЕГО. Понятно, что это требует больших средств. Но нужно называть вещи своими именами. С уважением, М.И.Прудков Профессор, гл. хирург Уральского федерального округа
Петрушин Александр Леонидович, районный хирург стаж 35 лет # 5 сентября 2017 в 18:53 0
Полностью согласен, особенно с распределением и материальной поддержкой. Добавлю: большее внимание необходимо уделять английскому языку, вся современная литература именно на нем.
Демидов Вадим Александрович # 5 сентября 2017 в 20:56 0
При всём уважении... Категорически против. Работал в разных регионах, от Севера до Юга. Осознания потребности во врачах нет ни у власти, ни у населения. Насильно мил не будешь. Бизнес и власть искренне считают бюджетников "паразитами" на своих доходах. Для детских хирургов, например, в современной медицине ниша фактически отсутствует. Т.к. в регионах ставки детских хирургов занимают общие хирурги. А в Москве, извините, детских хирургов "как грязи". Для осознания насущности проблемы необходимо лет 50 (возможно больше) настоящего кадрового дефицита. А не так, как сейчас, когда дипломированные специалисты занимаются перекладыванием бумажек, "героическим" участием в "псевдодиспансеризации", и составлением ни кому не нужных отчетов. Вместо того, что бы заниматься врачебной (хирургической) практикой. Извините. Личное мнение.
Макин Андрей Анатольевич # 5 сентября 2017 в 21:52 0
Поддерживаю) Наконец то появилась реальная , практичная и продуманная программа решения кадрового дефицита!
Данилов Евгений Алексеевич # 5 сентября 2017 в 22:18 +2
В советской медицине было много хорошего и её опыт, безусловно, надо учитывать. Но надо понимать, что сейчас живем в других реалиях. Для формирования программы привлечения будущих специалистов нужно прежде хорошо понимать их жизненные запросы, ожидания и пожелания. Надо провести широкий социальный опрос среди студентов старших курсов и выяснить что по ИХ мнению надо сделать в России для ликвидации дефицита врачей в бюджетной сфере, в т.ч. в сельской местности? Какую они бы хотели социальную поддержку (сопровождение) и в каком виде ? В каких условиях они хотели бы работать и т.д.? Тогда можно сформировать программу пусть не в полной мере отвечающею запросам молодежи, но хотя бы ориентированную на них.
Александр Олегович г.Новосибирск # 6 сентября 2017 в 05:40 0
Данная программа не отражает главного, а именно заинтересованности молодых специалистов. Вы пытаетесь вернуть на хирургическую службу, так будьте любезны и оплату труда и льготы (государственная ипотека и служебное жилье, санаторно-курортное лечение и карьерный рост) военнослужащих приравнять к молодым специалистам хирургического профиля.
Евгений (Владимирская область) # 6 сентября 2017 в 09:34 -2
Согласен, что нужно что-то делать,с кадрами беда, но предлагаю рассмотреть следующие тезисы: 1. Заставлять человека насильно отрабатывать 1-3 года в совершенно непредсказуемом и незнакомом населенном пункте негуманно, кроме того это может вызвать снижение конкурса при поступлении в ВУЗы и как следствие снижение качества кадров. Вот по целевому договору, заключенному до поступления в ВУЗ - это другое дело: человек заранее будет знать, на что идет. И вообще предлагаю на бесплатные места брать исключительно целевиков, чтобы дорогое медицинское образование не получали люди, которые не собираются работать в государственной медицине. 2. В программе "Земский доктор" ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно предусмотреть, что время нахождения на л/н, отпуске по уходу за ребенком, отпуске без сохранения з/п и т.п. не должно входить в 5 лет отработки! Деньги летят по ветру: все ставки заняты, миллионы розданы, а работать некому! Люди специально планируют 2 беременности подряд, чтобы получить миллион, ни разу не появившись на работе, и вложить его в жилье в крупном населенном пункте. 3. Предоставляемое служебное жилье обязательно должно переходить в собственность спустя 7-10 лет работы (опять же без учета времени нахождения на л/н, отпуске по уходу за ребенком и т.п.), жилье на время работы без перехода в собственность никого не интересует. 4. Вместо множества различных льгот и мер социальной поддержки лучше увеличить реальную заработную плату, так будет проще и уйдет лишняя бюрократия. 5. Необходимо проводить оптимизацию хирургических отделений путем объединения и присоединения одних к другим, в т.ч. с формированием хирургических центров, обслуживающего несколько соседних районов. Небольшие хирургические отделения (впрочем как и круглосуточные стационары в целом) нерентабельны не только с экономической, но и с лечебной точки зрения. Рост смертности в результате увеличения времени транспортировки будет многократно ниже, чем её снижение в результате улучшения качества оказания медицинской помощи! Наконец, укрупнение хирургических отделений (с возможностью открытия узкопрофильных) повысит их престижность и привлекательность для молодых хирургов!
констатин # 7 сентября 2017 в 09:16 +2
Да , с кадрами беда. И не только в хирургии. Создается впечатление, что кто-то это делает нарочно, особенно в медицине. Все хорошее все разрушили, а все "новшества" копируют с запада. Даже уже нет своих слов в тех перечнях- нововедениях. Я думаю, что дефицит будет расти, т.к. будущая акрекдитация непосильна будет многим лечебным учреждениям для постоянного обучения персонала для набора необходимых баллов. И поэтому еще уйдет много старых кадров Все упирается в деньги !!!. Если они будут , будет достойная зарплата и появятся кадры. А как обучить кадры, лучше вспомнить положительное, что у нас было в недалеком прошлом.
Михаил Юрьевич # 7 сентября 2017 в 17:20 +3
Интересно получается, врачу ординатору платят стипендию на прожиточном минимуме, год, потом на n количество лет отправляют в далекие края, а потом что, опять вернут на 9600 рублей 28летнего человека ? Вы сами то в это верите ? Почему то одобрения таких программ чаще всего слышу от тех, кому все это уже не предстоит. За миллион у отдела кадров толпы не толпятся, чего уж греха таить. Надо посмотреть как поведет себя выпускник после новых реформ и отмены интернатуры, сколько человек реально уйдет в первичное звено под действием запретительных мер и сколько человек останется, как изменяться показатели, нужна динамика, данные. Есть большие опасения, что ограничительные меры вызовут сопротивление, а не покорность.
Глухов В.И. # 8 сентября 2017 в 15:45 0
Уважаемый Сергей Юрьевич. Хирурги Приморского края хорошо помнят Ваш выдающий вклад в развитие эндохирургии в Приморском крае. Создание учебного центра фирмой «АУТО-СЪЮЧЕ» на базе института хирургии им.Вишневского сыграла существенную роль в освоение эндохирургии в РФ. Благодаря Вашей инициативе и настойчивости, не умаляя вклада выдающих организаторов и хирургов России, следует признать, что решающей силой была ваша планомерная маркетинговая работа по внедрению новых технологий в Приморском крае. Огромную роль в популяризации сложных технологий оказало и издание газеты «КлиниТек», где Вы были главным редактором. Мы уверены, что Ваш опыт и авторитет на должности Исполнительного директора РОЭХ позволит еще больше улучшить работу нашего общества. С уваж. Глухов В.И.
Анисимов Андрей Юрьевич, Казань # 8 сентября 2017 в 21:11 +1
Уважаемые коллеги! Прежде всего, хочу выразить свою солидарность с позицией Александра Геннадьевича Бутырского: «Программа, безусловно очень хорошая, но без солидных бюджетных вложений ее не решить!». Теперь, позвольте свой комментарий, с позиции главного хирурга одного из крупных, экономически развитых регионов Российской Федерации. Да, действительно, Татарстан не исключение и одним из самых серьезных вызовов для его хирургической службы в последние годы стал кадровый дефицит, особенно за пределами крупных городов. Если в высокотехнологичных клиниках Казани и в больницах городов республиканского значения (а их в республике – четырнадцать) больших проблем с кадровым обеспечением нет, то преимущественно на уровне сельских ЦРБ имеет место тенденция к снижению числа хирургов и анестезиологов, профессиональному их старению, с восполнением дефицита кадров заместительством руководителями учреждений. Так из 43 муниципальных районов в центральной районной больнице одного района в стационаре хирургов вообще нет, еще в одном районе должность заведующего хирургическим отделением исполняет врач анестезиолог. В ЦРБ трех районов хирургия представлена всего одним физическим лицом. Еще в семи - должности хирургов совмещают главные врачи или начмеды. При этом на бумаге обеспеченность хирургическими кадрами вполне приличная, а на деле вся основная нагрузка как лежала, так и лежит на заведующих отделениями. Привлечение молодых специалистов даже внушительными материальными льготами пока, к сожалению, оказывается не достаточно эффективным. Имеют место факты, когда после отработки в течение нескольких месяцев молодой хирург просто уезжает из сельской районной больницы, либо, если это женщина, – уходит в декретный отпуск. Мое объяснение причин такой ситуации: прежде всего низкая приверженность профессии хирурга современных выпускников медицинского университета. Во многом, это связано с тем, что престиж хирургической специальности, особенно ее неотложной составляющей, в последние годы падает. Приток молодых кадров в хирургию снизился. В основном «костяк» неотложной хирургической службы в районах республики — это специалисты старших возрастов. А ведь еще на памяти нашего поколения (я закончил медицинский институт в 1984 году) времена, когда профессия хирурга — была одной из самых престижных в медицине. Кроме того к причинам кадрового дефицита я бы отнес и недостаточное законодательное регулирование целевого распределения и отсутствие социальных гарантий, в первую очередь обеспечение жильем, и невысокую заработную плату. Теперь о путях выхода из этой ситуации. Опять же соглашусь с мнением Александра Геннадьевича Бутырского: «Предлагаемая программа замечательная, только она предлагает сломать все, что делало Министерство последние годы». Уважаемые коллеги! Давайте будем реалистами – вряд ли нам позволят это сделать. Значит надо исходить из реалий сегодняшней жизни. Перечислю шаги, которые последние пять лет при поддержке руководства республики активно реализуются привлечения в отрасль медицинских кадров вообще и хирургов, в частности. Увеличение размеров должностных окладов медицинских работников государственных учреждений здравоохранения: врачам на 5%, среднему и младшему медицинскому персоналу – на 15%. По состоянию на 1 января 2016 года средняя заработная плата в государственных учреждениях здравоохранения составила: по врачам - 38,617 тыс. рублей или 137,9% от средней заработной платы в Республике Татарстан при плановом показателе 130,7%; по среднему медицинскому персоналу – 21,995 тыс. рублей или 78,6% от средней заработной платы в Республике Татарстан при плановом показателе 76,2%; по младшему медицинскому персоналу – 14,319 тыс. рублей или 51,0% от средней заработной платы в Республике Татарстан при плановом показателе 51,1%. Подбор земельных участков для строительства новых зданий, освободившихся зданий, помещений к реконструкции под различные виды жилья (по социальной ипотеке, арендное). В качестве положительного примера действенных мер муниципалитета приведу опыт одного из муниципальных районов. Здание одного из корпусов ЦРБ, высвободившееся в результате оптимизации, было реконструировано под жилье, что позволило привлечь врачей, в том числе и хирургов, из других регионов России. Предоставление единовременных компенсационных выплат (в рамках закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Предоставление грантов Правительства Республики Татарстан (врачам, прибывшим на работу в Республику Татарстан, на основании решения конкурсной комиссии предоставляется грант размером 500 тыс. руб. на улучшение жилищных условий). Целевое направление для поступления в Казанский государственный медицинский университет. Распределение выпускников Казанского государственного медицинского университета в целевую бюджетную клиническую ординатуру Минздрава РТ. Адресная подготовка врачей для муниципальных образований совместно с Казанским государственным медицинским университетом и муниципалитетами республики. Обучение за счет целевых средств на медицинском факультете Казанского (Приволжского) федерального университета по специальности «лечебное дело». Прием в государственные учреждения среднего профессионального образования в рамках целевой контрактной подготовки с последующей отработкой в государственных учреждениях здравоохранения. Конечно, можно говорить о том, что «…только достойная зарплата и все проблемы решены и не надо принимать ни каких оптимизированных программ», но «…если каждый конопат, где на всех набрать лопат!?» Убежден, что двигаться надо по разным направлениям. В том числе и по выше перечисленным, ибо в конечном итоге дефицит кадров продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем службы на сегодняшний день. С уважением, главный хирург Республики Татарстан А.Ю. Анисимов
Александр # 9 сентября 2017 в 12:40 +4
Приведу свой,"молодой" взгляд на проблему. Окончил Санкт-Петербургский ВУЗ в 2017 году Встаньте на наше место. Отучившись в столице, я не уеду в село и за 10млн, и за квартиру.Я выбрал платную ординатуру, вместо целевой. Не потому что я не хочу работать, а потому что я хочу развиваться в своей профессии.Как можно быстрее. Новые технологии, наука,продвижение этой науки, обеспеченность отделений оборудованием. Профессия хирурга всё еще престижна, поверьте. Но занимать "нишу" никто не хочет. Наоборот же, многие хотят быть лучшими в своём деле, работать на уровне, на котором работают передовые хирурги в мире. Второй пункт. Моя жизнь - не только хирургия. Я боюсь, что в далеком селе не сумеют разделить моё увлечение литературой, искусством, философией. Другой менталитет, резко отличающийся от менталитета крупных городов. Природа - это очень хорошо. Но люди другие
Биличенко Вячеслав Борисович # 9 сентября 2017 в 17:57 +1
Продолжая дискуссию, следует отдельно остановиться на 7 пункте обсуждаемой программы, а именно Государственном распределении. С моей точки зрения это ключевой пункт и должен стоять первым. Почему? Потому что это БАЗА и ФУНДАМЕНТ всей последующей работы. Известно, что в нашей хирургической работе первостепенное значение при выполнении операций имеет ДОСТУП и только потом ПРИЕМЫ оперирования. Мы должны определиться или у нас есть СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, и оно определяет и регулируют кадровую политику или эту политику регулирует ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА. Поддерживаю профессора А.В. Костырного в его мнении о том, что распределять нужно как бюджетников, так и студентов обучающихся на коммерческой основе. Они же учатся в России, у которой есть свои задачи и интересы. Давайте чаще смотреть на политическую карту мира, вместе со студентами. Мы же их должны еще и воспитывать. Работа по распределению еще ни одному хирургу не отбила интерес к профессии и науке, а сделала их более профессиональными, стойкими и выносливыми. Понятно, что при распределении должны учитываться и семейное положение (женат, замужем, дети), средний балл, научная работа. Понятно и то, что часть останется в Вузе. Но 70-80 % должны распределяться туда где в этом есть потребность для страны, которая их воспитала. Не надо молодежь баловать, они уже и так избалованы либеральными ценностями. На каких машинах ездят студенты медицинских Вузов - посмотрите в окно! Знаю, что у части лучше чем у преподавателей. И то унизительное положение преподавателей Вузов, не только в Крыму, о чем с болью сказал профессор А.В.Костырной, а по всей стране, говорит только о том, что кризис медицинского образования достиг своей высшей точки, и соглашусь с его мнением о том, что вина управляющих нами, здесь очевидна. Почему такое положение дел в кадровой политике.Причин много. Но самая главная - не были учтены риски в связи с появлением частной медицины, а это прямая обязанность вышестоящих органов. Давайте посмотрим на Черноземье, четыре медицинских Вуза : Воронежский, Курский, Белгородский, Тамбовский. Нет только в Липецке. На сегодняшний день только в районах Воронежской области опубликованы вакансии 306 врачей, из них 12 анестезиологов и 23 врача основных хирургических специальностей (хирург, детский хирург, травматолог-ортопед,уролог). В областных и городских лечебных учреждениях опубликованы вакансии 252 врачей, из них 8 анестезиологов и 27 врачей основных хирургических специальностей. Таким образом вакансий во всей Воронежской области 558, анестезиологов-реаниматологов 20 и 50 врачей основных хирургических специальностей. Ежегодно только с лечебного факультета Воронежской академии выпускаются до 500 врачей. Получается что столица Черноземья - Воронеж, с его мощнейшим Вузом в нынешних сложившихся условиях-реалиях не может обеспечить кадрами свою область, в которой проживает 2 330 000 человек. Государственное распределение решило бы эту задачу, не проблему (проблемы у американцев) за 1 - 2 года не только в Воронежской, но и в соседней Липецкой. В Литературной газете № 34 от 5.09.17 в статье "Тупик самобичевания или к чему может привести отказ от традиционных ценностей" приведены отрывки из книги профессора В.Н. Лексина "Судьбы цивилизаций и русский вопрос".Читаем:" Цивилизации гибнут не из-за силы нападающих, а из-за собственной слабости, и это в равной степени относится и к цивилизации Запада, и к нашей русской цивилизации. И слабость эта состоит не в ненадежности военно-оборонного комплекса и не в провалах экономической политики, а в презрительно-скептическом отношении многих русских людей к складывающемуся столетиями защитному поясу русской цивилизации, в их безразличии к агрессии иноцивилизационных экспансий,в легкомысленной их неразборчивости по отношению к иноцивилизационным заимствованиям, в их стыдливости по отношению к собственной национальной ментальности и в оскорбительном равнодушии к чуду русской православности. В этом можно винить кого угодно: "тлетворное влияние запада","антинациональную (по отношению к русским) политику Кремля","пятую колону", "развращающее влияние собственных СМИ " ..., но будем ЧЕСТНЫМИ - дело в нас самих, в нашем равнодушии к судьбе собственной цивилизации, в нашем принятии всего что нам предлагают телевидение, радио, интернет. Проблема в том " что мы в большинстве своем "отказники" от своих цивилизационных ценностей... Повторю, что в ослаблении всех без исключения составляющих русской цивилизации роль "врага внутреннего" (прежде всего нашего безразличия) намного весомее роли "врага внешнего", который , как мне кажется, свое уже отыграл". Уверен, что нам необходимо развивать и шлифовать до блеска свое отечественное медицинское образование и здравоохранение, продолжая лучшие отечественные традиции, в частности опыт врачей прошедших Великую Отечественную войну (сколько лет их готовили? неужели 13-15?) , а не менять их! Необходимо вкладывать в него большие, соответствующие современным задачам средства, безусловно повышать зарплаты врачам и преподавателям. Или снижать зарплаты сотрудников департаментов и министерств, чего никогда не будет. Помнится в СССР в 1985 г. в Червонодонецкой участковой больнице Харьковской области зарплата зав. детского отделения была 200 рублей в то время как зарплаты министров 600 рублей. Таким образом соотношение было 3:1! Социальная справедливость налицо. Сейчас 10:1 или 20:1. Считаю, что именно это расслоение нашего общества и есть основная причина всех наших бед, в том числе и в здравоохранении. Что осталось от страны которая нас воспитала? Мало. Только "Бессмертный полк" 9 мая в День Победы, организованный Томском. С другой стороны - это бесконечно много, и достаточно, чтобы победить либералов, ("с их западнической ментальностью, с отсутствием у них главного - русского духа, без которого русский человек не мыслим" по Ю.М.Павлову), и сделать Россию процветающей страной. Для этого, с позиций нашей специальности, Министерству Здравоохранения и социальной политики РФ необходимо решить следующие задачи: 1. Сохранять и восстанавливать больницы и роддома, именно они нужны России, а не частные медицинские центры, где нет законченного лечения. Наши больные заслужили бесплатное и полное лечение! 2. Развивать лучшие направления отечественной государственной медицины и хирургии. Как примеры :- Создать во Владивостоке и Центральной России Филиалы Илизаровского Центра восстановительной травматологии и ортопедии. Неужели китайские хирурги-травматологи должны быть мировыми лидерами - стыдно за нас, но радостно за Китай; - Развивать хирургическую гастроэнтерологию школ академика А.Ф.Черноусова, профессоров В.И. Оноприева и Я.Д.Витебского,и др.; - - Развивать хирургию портальной гипертензии у взрослых и детей. Посчитайте потери от кровотечений из варикозно-расширенных вен. Неужели это задачи частной медицины?; - Развивать детскую хирургию, травматологию и ортопедию по опыту Московских и Санкт-Петербургских детских хирургических клиник, Санкт-Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера.; -Развивать микрохирургию, хирургию кисти и нервов, по опыту Томского НИИ микрохирургии (профессор В.Ф. Байтингер .); Центра хирургии нервов и параличей в Ярославле (М.Л.Новиков); 3.- Развивать восстановительную медицину по примеру Лечебно-реабилитационного центра МЗ РФ (академик К.В.Лядов) и санаторно-курортное лечение, и сделать их доступными как в годы СССР. Это необходимо сделать в том числе и для того чтобы уменьшить количество органоуносящих операций, эндопротезирований и трансплантаций - не они достижение современной медицины и ее будущего. Цель должна ставиться востановительно-реконструктивная; С Уважением Биличенко В.Б.
Прохоров Анатолий, Магадан # 10 сентября 2017 в 08:13 +2
Хорошая программа, считаю обязательной субординатурой, повышение престижа профессии хирурга, хирург должен получать больше, чем врач функциональной диагностики, хотя и там доктора работают довольно интенсивно, но риск в хирургической профессии значительнее. Обязательное распределение, особенно целевиков. Обязательное обеспечение жильем. Повысить конкурентоспособность государственных учреждений, отлучить частные клиники от системы ОМС. Надеюсь на скорейшее формирование гос. программы.
Яроцков Иван Иванович # 10 сентября 2017 в 15:06 -1
Здравствуйте уважаемые коллеги. Программа не хороша, не плохая. Она никакая, ибо на бумаге. Спрогнозировать её результат, учитывая реализацию в российских условиях, не возможно. Я бы даже сказал, что это кот шредингиера. А вообще было бы здорово может какие то вебинары создавать по теме, а то дискуссия в таком формате мало продуктивна. Мне кажется. Еще бы у соискателей на ординатуру провести опрос, как они хотят учиться.
Горбунова Елена Олеговна # 11 сентября 2017 в 10:09 +1

Предложенная программа хороша. Она одновременно предполагает улучшение качества подготовки молодых специалистов, которое, если честно, страдает. Кроме того, подготовка должна быть ориентирована не только на работу в столичном стационаре, но и на реалии возможного места работы по распределению, где нет, например, аппаратуры для выполнения лапароскопических операций, а многие сегодняшние выпускники в глаза не видели открытой аппендэктомии, да и экстренной хирургии в принципе. По месту распределения также необходим доктор, который сможет быть куратором, а в условиях дефицита кадров этих людей тоже надо где-то "взять".

Дмитрий # 11 сентября 2017 в 11:42 +2
Добрый день. Хочу высказать свое мнение. Проблема с кадровой политике в медицине большая. Упал престиж врача, благодаря прошедшим не совсем популярным реформам на всех уровнях. Многие из нас прошли еще ту советскую школу. Конечно в ней были и положительные и отрицательные стороны. В реалиях современности они вряд ли выдержат тот экономический и юридический прессинг. Еще одна проблема кроется в изменении обучения уже со школы. Натаскивание детей на ЕГЭ, потом переход на рейтинго-бальную систему в ВУЗах, это все слегка меняет мироощущение и миропонимание молодых людей. Например по ФГОС 3++ преподавание общей хирургии начинается с 4 семестра, когда они еще не прошли ни физиологию, ни пат.физиологию, фармакологию и др.фундаментальные дисциплины. Задача: получить балл и идти дальше. Считаю это не верно. Во многих ВУЗах закрыли секционные залы, так как нет лицензии на хранение трупов и данный вид деятельности ВУЗом не предусмотрен (МОРГ). Дети учатся на муляжах. Науку оторвали от практической медицины стараниями страховых организаций в том числе. Ни кто не хочет платить за ошибки студентов. ("вон иди учись на кошках"). Из-за аккредитации теперь субординатуру не вернут, но что то похожее возможно можно внедрить (цикл практического врача-......,например). Да и молодого специалиста в первые 3 года негоже бросать на амбразуру самостоятельной работы. Наставничество старших коллег (10 лет стаж) должно быть, но желательно с достойной доплатой, чтобы даже на конкурсной основе, чтобы студенты пытались попасть именно к хорошему врачу из практики. Это возможно будет стимулировать и других врачей. А главных врачей можно задобрить финансами, которые могли бы перечисляться из фондов Минобра на науку или др.фонды на поддержку оставшихся кафедр. Если честно, остается с каждым годом все меньше хороших преподавателей-специалистов. Материальную поддержку молодых специалистов хорошо бы увеличить или разрешить банкам ипотечное кредитование на суперльготных условиях (в основном все хотят жилье-свое, потом уже разное). Возможно ли завязать средства ОМС на кредитование врачей, можно ли создать схему финансирования через банк? Вот мое мнение. Стаж 20 лет.
Роман Викторович Мяконький. Волгоград # 11 сентября 2017 в 20:18 +1
Уважаемые коллеги, очень хорошо и своевременно зашел разговор о мероприятиях по ликвидации кадрового дефицита врачей в бюджетной сфере, а вместе с тем, и о том, что требуются скорейшие стратегические решения в отношении улучшения качества подготовки начинающих хирургов. С 2015 г. кафедрой хирургических болезней и нейрохирургии ФУВ ВолгГМУ (зав.каф. д.м.н., проф. А.В. Быков), совместно с кафедрой философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины ВолгГМУ (зав. каф. ЗДН РФ, д.ф.н.,д.юр.н., проф. Н.Н. Седова) ведется изучение профессиональных возможностей и социальных рисков в клинической хирургической практике. Проведенные нами многочисленные социологические исследования (анкетирования, интервьюирование, кейс-стади, фокус-группы) подтверждают актуальность поднятых на обсуждение вопросов. В хирургической среде на сегодняшний день происходит рассогласование приоритетов профессиональной ориентации у старшего, среднего и младшего поколения врачей. У первых мотивация имеет социально-психологическую детерминацию, вторых – экономическую, третьих – социально-экономическую. Императив «не учить нельзя, а учить не выгодно», снижает качество передачи навыков и тормозит профессиональное становление начинающего хирурга. Причина не желания активно делиться знаниями и навыком с молодыми коллегами кроется в особенностях профессиональной конкуренции в условиях рыночной экономики. Крайне важно создание (реабилитация) системы наставничества, как официального социального института в профессиональном хирургическом сообществе. На сегодняшний день социально-демографический портрет российского хирурга выглядит следующим образом: это мужчина-горожанин в возрасте преимущественно от 25 до 49 лет. Трудности адаптации при поступлении на работу (в первичном хирургическом коллективе) по нашим данным имеет почти половина (44,3%) хирургов, из них каждый второй (48,2%) - лица моложе 30 лет – начинающие хирурги. 60% случаев эти трудности связаны с содержанием работы и с высоким уровнем нагрузки. Именно этот фактор снижения профессиональной социализации назван 40% начинающих хирургов. Для преодоления трудностей более 80% готовы прибегнуть к помощи коллег, до 90% требуется помощь наставника, при этом в 80% случаев, период наставничества определен сроком не менее 1 года. Несмотря на твердую убежденность подавляющего большинства начинающих хирургов в необходимости наставника, лишь каждый пятый (18,4%) указал, что имел наставника в период адаптации в первичном коллективе. Данное обстоятельство показывает отсутствие реальных программ и планов адаптации начинающих хирургов в медицинских организациях. Профессиональный сортинг - высокие требования к кандидатам в ординатуру по хирургической специальности, как в отношении их академической успеваемости, так и научной деятельности за время обучения в вузе должен стать определяющим при наборе в хирургию. Кроме того, необходима стандартизация программ обучения в ординатуре, которая должна быть "в руках" одной организации, и обеспечивать одинаково высокий уровень подготовки хирургов. На наш взгляд, такой организацией должно стать Российское общество хирургов, в лице Комитета по непрерывному медицинскому образованию РОХ, который должен быть наделен соответствующими полномочиями и находиться в тесном взаимодействии Минобрнауки РФ и МЗ РФ. Только таким образом, хирургическое профессиональное сообщество будет иметь возможность эффективно реагировать на современные вызовы с которыми сталкивается отечественная хирургия, как отрасль медицинских знаний и направление практической медицины. В свою очередь, это позволит создать национальные образовательные рекомендации (НОР) по подготовке специалистов хирургического профиля на всех этапах обучения. Представляется целесообразным на базе РОХ в целях поддержки молодых специалистов, способствованию их профессионализации и адаптации в профессии создание двуединого Совета начинающих хирургов и наставников. Именно наставничество должно выступать ключевым фактором, способным повысить качество подготовки начинающего хирурга и снизить время его подготовки. При этом важен преемственный ступенчатый поход сопровождения начинающего хирурга на разных этапах профессионализации (вузовская, послевузовская подготовка, самостоятельная работа в первичном коллективе). Хочется поблагодарить проф. М.Ф. Черкасова за актуализацию темы и предложенные им конкретные шаги.
Тараско Андрей Дмитриевич # 12 сентября 2017 в 05:08 +1
Здравствуйте! Программа в целом не плохая, но требует акцента на "узких" местах. Одним из таких "узких" мест является подготовка хирурга в учреждениях постдипломного образования. Эти учреждения нуждаются в серьезной модернизации. Кафедры оперативной хирургии в них ликвидировали, оснастить симуляторами "забыли". Клинические ординаторы-хирурги вынуждены обучаться "с рук". В столичные симуляционные центры ездить накладно, да и захлебнутся они, если вся провинция к ним поедет. Поэтому весьма актуальна проблема модернизации провинциальных учреждений постдипломного образования, в которые за последние четверть века никаких серьезных вложений не производилось.
Валерий Александрович # 12 сентября 2017 в 09:52 -1
Доброго времени суток! Хотелось бы акцентировать внимание на некорректность тезисов в отношении дефецита кадров, получается что автор считает программу оптимизации и сокращения врачей не правильной и вместо сокращения требовалось наоборот, наращивание кадров. Тогда нужно требовать отмены результатов оптимизации и возвращения хотя бы на тот уровень, который был до сокращения численности врачей и больниц. Вообще, лозунг конечно революционный, и имеет право месту быть. Учитывая, что на данный момент сокращённые врачи нашли уже способы заработка вне бюджета (кто пошел работать в частные центры, кто перепрофилировался- все ведь люди умные и найдут способ заработать), то не вижу много способа привлечения свободных кадров, которые имеются на рынке труда, не иначе как повышением заработной платы и соц. гарантий.
Владимир Сергеевич Пантелеев, Уфа # 13 сентября 2017 в 13:19 +1
Здравствуйте уважаемые коллеги! Кадровый дефицит врачей на периферии - проблема не вновь возникшая. И если в эпоху СССР она решалась достаточно просто, государство тебе бесплатное образование, а ты отработай за это определенное время там где в тебе нуждаются, то сейчас таким образом, в связи, с платой за обучение проблему не решить. Тем не менее, что-то делать нужно: 1. Продумать возможности вахтового метода работы в районах врачами не нашедшими работу в центре. 2. Организация выездных бригад врачей для выполнения плановых оперативных вмешательств на местах. 3. Усилить работу межрайонных центров с концентрацией в них больных с хроническими калькулезными холециститами и грыжами (снизиться риск ятрогенных повреждений и рецидивов заболевания за счет большего оперативного опыта хирургов этих центров). 4. Возобновить кураторство ЦРБ сотрудниками хирургических кафедр медицинских ВУЗОВ с оказанием практической помощи. 5. Расширение возможностей и укрепление материально-технической базы отделений санитарной авиации (САС). 6. Вернуться к двойной оплате врачей-хирургов выезжающих для оказания практической помощи в ЦРБ, т.е. оплата его работы по месту выезда с полным сохранением заработной платы по месту основной работы. 7. Развивать возможности телемедицины. 8. Приоритет мест в клинической ординатуре по узкой специализации за специалистами отработавшими общими хирургами в ЦРБ.
Наталья # 13 сентября 2017 в 23:38 +2
Здравствуйте! Прочитала предложенную программу и скажу коротко,она будет неэффективна ,если не будет выполнения основного условия-нормальной достойной официальной зарплаты врачам,обычным рядовым врачам :в поликлинике,в больнице,тем которые "никуда особо не рвутся и не стремятся".О себе -ровно 20 лет стаж работы врачом хирургического профиля, зарплата 26-27 тыс рублей на руки-сейчас (для многих это огромные суммы,но не у нас в Ленингр области),раз в пять лет ездила на учебу,слушала цикл,могла ходить на операции,а теперь НМО-сижу и думаю как ездить на конференции и где брать денег?.Конференция бесплатная,но в Москве или еще где-нибудь,а командировку не оформляют,деньги на проезд тоже ,соответственно, не дают,есть платно ,но в Питере,и тоже денег не дают и командировку не оформляют и ,что имеем,знания в разрез семейному бюджету,а у меня нет мужа-милионера и есть определенные жизненные траты . А в свое время мне все было интересно :ходила в местную больничку ассистировать и активно помогать хирургам(на;4-6м курсах института),но денег на платную ординатуру никогда не было и в строго определенный момент ты понимаешь-выше головы не прыгнешь и живешь как живешь, и тогда и сейчас- на те копейки,что платит родная нищебродская медицина. Приходит молодежь-в глазах желание только зарабатывать,не важно как и нет приемственности поколений,нет желания слушать и учиться...
Сергей Лёв # 15 сентября 2017 в 00:21 -1
А вы у выпускников то спросили? Хотят они ехать туда или нет? И куда ехать? В разруха, где перевязочного материала нет? А может увеличить число хирургов в районе за счет врачей из городов за 50 лет, ох как бы ваши навыки там пригодились, а то в большинстве больниц вы и за стол не встаете в таком возрасте. Ну а если эта ошибка будет допущена и будет принята эта программа, то касаться она должна исключительно тех кто только поступил в медицинский институт, а не тех кто поступал на совершенно других условиях. На переправе коней не меняют. Таким образом можно не только общих хирургов потерять в районах, но и узких в городах.
Антон, хирург # 25 сентября 2017 в 22:18 +2
Доброго времени! Не очень понятно, что в программе замечательного? Никто не задался вопросом: почему молодые люди не идут в профессию? Нет престижа врача. А кто его уронил, особенно в последние годы? 1) Про зарплату даже не говорю. Для того, чтобы заработать денег необходимо работать на 3 ставки. Наверное некоторые категории хирургов в крупных больницах и зарабатывают приличные деньги, но только те, у кого есть под крылом высокотехнологичная помощь или что-то еще с квотами и т.п. А что неквотные операции, например, недельный перитонит в три часа ночи без великого обследования и вследствие с риском для жизни врача, не заслуживает квотных денег? Или проще днем тихо-мирно, никуда не торопясь, при наличии страховки в виде опытных и неопытных коллег установить за 30 - 60 минут кардиостимулятор (стандартная операция), в бумагах поменять Ф.И.О., распечатать, получить немалые деньги и пойти спокойно отдыхать. (Не обижайтесь коллеги, конечно, Ваша работа трудная и заслуживает тех денег, которые Вы получаете). Большинство молодых коллег не могут в силу специфики работы участвовать в платных операциях, а соответственно, не могут получить дополнительный заработок. А в районных больницах платных операций "мизер". Сколько бы не работал, в той системе, повышение зарплаты наступает минимум через 5 лет и то после того как подошел срок и есть возможность получить категорию. Но и тут разочарование. Разница в зарплате врача с высшей категорией и без составляет 2-3 тысячи руб. Интересно это или нет? Кроме того, во всех средствах массовой информации просто кричат наперебой о высоких зарплатах врачей, а на деле получается "пшик". И когда молодые врачи приходят работать с желанием помочь людям и ощущают на себе эту ситуацию, то мотивация к работе в здравоохранении пропадает. Начинается поиск новой работы, а с другой работы в здравоохранение возвращаются редко. Не очень понятно: а почему 2 средних зарплаты к 18 году? Кто это считал? Зарплата должна быть такой, чтобы была конкуренция врачей за место работы. А сколько это – никто не знает. И часто зарплата «врача на земле» будет больше, чем у главного врача, а может и более высоких руководителей. Врач отвечает за жизнь человека, а это самое дорогое. 2) Про престиж - это не только деньги. Ежедневно с каждого рупора: газет и телевизора говорят о том, что врачи должны, все есть для того, чтобы лечить и хорошо лечить, а они (врачи) - гады не хотят. Государство столько вкладывает народных средств в медицину, что голуби должны золотые сидеть на заборах больниц. На самом деле, мало что есть в обычных районных больницах, кроме рук и головы. Это социальный заказ, который, по моему мнению, осуществляют чиновники от медицины, для того, чтобы свалить вину на простого рядового врача за бездеятельность и наплевательское отношение к здравоохранению. Ведь чиновники ездят лечиться в ангажированную поликлинику или за границу, или через администрацию больницы все, что нужно покупается и выполняется. Больные думают, что операция – то же самое, что сходить за хлебом. «И как это больной умер в 90 лет после операции по поводу недельного перитонита? Виноваты врачи. Это у них руки кривые. А если считаем, что руки кривые - нужно писать в прокуратуру и др. Начинают таскать по всем инстанциям, тратить драгоценное время. Мало того - виноват - не виноват, никто особо не разбирается. Нельзя выполнить всего, что написано в руководящих документах со времен "царя гороха". А это уже вообще никого не волнует. И врач остается крайним. Хочется работать в таких условиях? Думаю: не очень! 3) Придумали ворох никому не нужных бумаг. Мало того, регулярно ходят, проверяют и наказывают деньгами за то, что никому не интересно. Самое главное, что те бумаги, которые проверяются, никак не влияют на процесс лечения. Дошло до того, что при выписке больного из терапии необходимо создать консилиум из врачей для определения дальнейшей тактики лечения. Это не бред? И этакие опусы на каждом шагу. Хочется работать в таких условиях? Думаю: не очень! А НМО очень эффективно только для тех, кто его составлял. Видимо печатание «образовательных текстов», имеющих уровень школьной программы, с картинками в 10-30 страниц текста с последующими тестами в компьютерной оболочке приносят неплохой доход его авторам. Обучение по интернету с помощью того, что там есть - полный бред. И не нужно выставлять эту идею как передовую и прогрессивную, после чего все, вдруг, станут продвинутыми хирургами, и никогда более не будут совершать ошибок. Все от того, что нет денег даже на нормальное обучение. Обучить работать может только опытный товарищ (и) на реальном пациенте в реальном режиме времени. Врач - не продавец услуг, а штучный товар. Его нужно холить и лелеять, бережно выводя его к высшей ступени мастерства. Не верю тем, кто становится хирургом за один - два года. За это время можно научиться обрабатывать гнойники и то в пределах кожи и подкожного жира. А у нас доходит до смешного и страшного: сотрудников кафедры хирургии отстранили от хирургической работы в больнице, если они в ней не устроены, хотя бы на "мизер" от ставки в лечебном учреждении. Ординаторам, теоретически, нельзя прикасаться к больным. Дошли до того, что профессора, зав.кафедрой не могут ходить в обходы. А ведь сотрудники кафедр - доценты и профессора, являлись и во многом являются локомотивом внедрения всего нового в процесс лечения. Только эта категория людей раньше была мобильна и посещала научные съезды и конференции, имела возможность внедрять новые операции и методики. Они более свободные люди по времени. Им из бюджета оплачивались командировки в любую точку СССР. А сейчас? Зависит от того: есть ли спонсор? А их с каждым годом все меньше. Образование в мед.ВУЗах свели к угадайкам-тестам. В институтах и университетах на клинических кафедрах работают врачи и, во многом, они шли на кафедры для того, чтобы не только учить студентов, а и заниматься наукой, лечить больных. Денег на науку в простых институтах не выделяется (или они не доходят до конечного потребителя). Лечить больных сотрудникам кафедр запрещают. Просто учить студентов и долбить им в день трижды одно и то же, человеку, который изначально хотел другого, не интересно. Поэтому в институты идут во многом люди, у которых есть материальная поддержка родственников, которые способны отдать деньги за расходы по диссертации, получить звание (хотя оно тоже ныне не особо котируется), проведя занятия без интереса в учебной комнате по хирургии, можно совмещать, работая в частном центре и получать более-менее приличную зарплату. Очень хорошо работать в институтах пенсионерам по принципу "пока не выгонят". Тем более, что спрашивают качество образования только на бумаге. Ну не может ответить учитель за нерадивого ученика. Ну никак. Тем более, что очередь на работу в академии тоже не очень велика. Особенно на теоретических кафедрах. У меня вопрос: а как можно говорить о качестве образования в такой ситуации? 4) Возродить субординатуру, интернатуру, ординатуру. Один год - это ничто в практике врача. Последипломное обучение должно занимать 4-5 лет, последовательно в хирургии, терапии, реанимации или другом порядке. В качестве помощника врача с нормальной зарплатой и юридическим разрешением после определенного времени участвовать в лечении пациента. Только на практике под руководством опытного специалиста можно чему-то научиться. А в хирургии нужно знать и терапию, и реаниматологию, не говоря об основной специальности. Иначе будут только трупы. Отвечать за образование такого врача нужно персонально тем людям, которым доверено это право. Но за это тоже надо платить. 5)Отправить работать по распределению. Я не очень понимаю, а что в районах живут люди для эксперимента? У кого (или на ком) они там будут учиться? Все опусы с распределением в районы приведут к еще большему снижению качества абитуриентов, снижению количества врачей в областных центрах. Многие из так называемых районных хирургов, после отработки с декретами и родами, выращиванием детей переедут обратно туда, где есть квартира и сносные условия проживания, да и зарплата. Про декреты и роды я сказал не зря. У хирургии все более и более женское лицо. На три года с перерывом на декрет можно отработать и уехать к мужу в центр, где у него есть работа. А может и устроиться на другую работу, где есть свободное время и не очень напрягает. Могу сказать, что из последнего выпуска университета должно прийти на работу много участковых терапевтов + те, кто закончил институт в прошлом году и был в интернатуре, но что-то никто не пришел в поликлинику и свободные дыры затыкать не хотят. Я не против женщин, но у них кроме работы есть еще много других задач. 6)Хочется сказать и о том, что врачами руководят люди, которые знают, что их в любой момент могут убрать с должности, поэтому все, даже бредовые идеи администрация пытается выполнить. В большинстве своем больничная администрация - люди, которые имеют родственников во властных структурах. Недолго проработав в каком-нибудь врачебном или параврачебном заведении (зам по АХЧ или что-то подобное) в больнице, они не знают как работает "тяжелая" медицина. Поэтому и указы такие: не учитываются ни тяжесть, ни ответственность труда в организации мед. помощи. Тем, кто инспектирует истории болезни тех, кто вкалывает по ночам без сна и отдыха, платят порой больше. А если нет разницы - зачем вкалывать? Поэтому врач УЗИ, например (несомненно, очень ответственная работа), имеет возможность выполнять платные услуги и получать денег больше, чем хирург. Это перекос и очень серьезный. Так быть не должно. Поэтому, наверное, нужно, чтобы для занятия административной должности врач должен проработать 5 лет просто врачом, затем 5 лет зав. отделением, затем 5 лет нач.медом, затем 5 лет главным врачом и только затем мог занимать должности выше. А когда ничего не видел, ничего не понимаешь, ничего и сделать нельзя и против не скажешь – нет соответствующего авторитета. А кто из тех, кто писал программу, был в районных больницах? Не сидел на кафедре и учил по программе, а для начала, поработал в районе? Думаю такого народа немного. 7) нами, врачами, стали руководить бухгалтера. Они пытаются устанавливать даже показания к госпитализации. «Не кладите больных с гнойной патологией». «За них платят мало. Они нерентабельны». Придумали, что нужно врачу выполнить «средний чек пролеченного больного». Хотелось бы их спросить: а они не сошли с ума? А руководители потакают бухгалтерам, пытаются врача за это наказывать рублем. В этой ситуации мало-мальски уважающий себя человек плюнет на все и пойдет искать другую работу. И еще: мы частично сами виноваты в сложившейся ситуации: никто не выступает против, не пишет письма, не выходит на забастовки. Настолько все надоело, что бороться никто не хочет. И не только поэтому, а потому, что слышать никто не хочет тех, кто находится ниже. А тому, кого может, и услышали бы «хочется еще поработать, чтоб не выгнали», или не посадили с участием административного ресурса. Это проявляется и в Вашей дискуссии. Она прошла ровно десять дней. Всем наплевать. А где так разрекламированная ассоциация медицинских работников с ее руководителем, уважаемым профессором Рошалем? Еще один профсоюз, который ничего не делает и ни в чем не участвует. Проект Кремля и очень удачный. А что решает организация РОХ? Да ровным счетом ничего. Это тоже не добавляет желания работать. Всем понятно, что тебя дурят. Битвы выигрывают солдаты, а проигрывают генералы. Так наши генералы уже почти все проиграли. Может пора им в отставку, а мы продолжаем петь им дифирамбы? Спасибо всем, кто читал. И это тоже ничего не решает.
Врублевский Константин Феликсович # 26 сентября 2017 в 10:30 +1
Ко всему выше сказанному хочу добавить- надо вернуть базы интернатуры в неклинические городские и крупные районные больницы, за кафедрами оставить контроль. Видел толпы интернов и ординаторов в клинических больницах, пишущих только истории болезни.
Биличенко Вячеслав Борисович # 3 октября 2017 в 22:12 0

Отвечая на вопросы поставленные начинающими и молодыми хирургами, а также опытными хирургами во многом поддерживая и тех и других хочу сказать, что сам факт данного обсуждения может РЕШИТЬ МНОГОЕ. Фактически нам с Вами предлагают решить кадровый вопрос в силу своих возможностей на местах самим. Считаю, что один из возможных путей решения вопроса "снизу" это приглашение молодых хирургов проходящих ординатуру на короткие циклы стажировки на местах к опытным ВРАЧАМ-НАСТАВНИКАМ,и в дружные коллективы. Молодым нужны примеры, они же умные, правильно мыслящие и безусловно способные. Мы же Вам завидуем, а в большей степени радуемся - все впереди. Один у них временной пробел - это отсутствие клинического и хирургического опыта. За десять лет районной хирургии мне удалось быть причастным к воспитанию троих врачей-хирургов, таким способом. Им сказал:" В своей жизни Вы встретите десятки врачей, и если от каждого возьмете часть их опыта, то все у Вас получится". На операциях обучаю просто, беру "кисть в кисть" и заставляю выполнять прием. Первая операция ассистирует, вторую самостоятельно, полностью или этапами. Те, кто сделал самостоятельные шаги в районе об этом помнят всю жизнь, и прежде всего коллективы. Здесь ты Доктор, без ученых степеней, званий, равный перед больным и коллективом, читающий, готовящийся к операции, страдающий и побеждающий. В районе культура - халаты и колпачки накрахмалены и выглажены... Все они после окончания интернатуры или ординатуры приехали в районы. Все ОСТАЛЬНОЕ, а именно ждать быстрого решения по обсуждаемой программе от Министерства - это наивно, мы же взрослые люди. Диалог нужно вести не эмоциональный, а предметный! У Министерства свои задачи и взаимоотношения с Правительством, РОХ-ом, Национальной медицинской палатой - все работают и в этом сомнений нет,и мы все понимаем и оцениваем правильно. В частности " Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" принятую 26 июня 2017 г. Она напоминает "чудо" офисной мысли, тех кто не работал или давно работал в практическом здравоохранении России. Первые итоги - запущенных больных с экстренной хирургической патологией застал в Белгородской области от вновь обученных из участковых, семейных врачей (опухоль забрюшиного пространства с распадом, ущемленная грыжа) . Как же можно разрушить ФАПы и делать из них центры семейной медицины, когда в ЦРБ не пришло ни одного врача этого выпуска. Кого обманывают Департаменты? Министерство, или оно позволяет себя обманывать. Народ же не обманешь. Департаменты, но если вам сильно хочется лечится у семейного врача, и вы в это верите, вначале сделайте 2-3 центра семейной медицины в районе, вложите туда средства, распределите врачей а затем проанализируйте работу через 3-5 лет и сравните с ФАП-ами. Как стало - лучше, хуже или никакого результата. Нельзя же копировать западные модели на русские просторы, головы и дороги. И последнее предложение. Можно создать в рамках РОХ, Школу Наставника, включенную в НМО или свободную от НМО. Приглашать на места молодых врачей-хирургов на неделю, две в зависимости от задач и возможностей (в основном жилищных) и делится своим опытом и помогать им в освоении профессии. От себя лично, скажу, что стану наставником для молодых врачей на базе Рыльской ЦРБ Курской области и Прохоровской ЦРБ Белгородской области. Вопросы проживания беру на себя. Поделюсь практическим и научным опытом, бескорыстно и бесплатно,как в свое время, в Русаковской больнице (клиника С.Я.Долецкого) в 1983 г. к операционному столу меня, санитара оперблока поставил профессор Тимощенко Валерий Александрович,сказал:"Главная задача ассистента не мешать хирургу", а затем отправил в архив анализировать истории болезни детей с острыми бактериальными деструкциями легких. Таким образом определил практическую и научную врачебную судьбу. 

← Назад