Авторизация

Логин:
Пароль:
 Запомнить меня
Забыли пароль? войти

Размышления бывшего главного хирурга о провинциальной хирургии.

6 декабря 2012
article218.jpg

 

Министерство здравоохранения РФ с 2013г. решило сменить «правила игры». Те огромные средства, которые шли на так называемую «модернизацию» отправятся в ФОМС, который будет финансировать лечение больных по законченному случаю, а не по койко-дню, как сейчас, и по полному тарифу. Казалось бы, замечательная идея, но…
Основную часть средств (60%) планируется направить в первичное звено (сейчас 70% средств получают стационары).
Что же ждет хирургическую службу?
Региональным Минздравам рекомендовано привести в соответствие с нормативами количество хирургических коек в   круглосуточных стационарах. В Пензенской области «лишними» оказываются около 200 коек – это хирургические отделения 14-15 районных больниц в сельской местности. В этих ЦРБ рекомендовано закрыть круглосуточные хирургические отделения, сохранить амбулаторную хирургическую помощь, открыть дневные стационары и выполнять там амбулаторно грыжесечения и некоторые другие вмешательства (по примеру Москвы). Тот, кто это придумал, вероятно, никогда не был за пределами МКАД.
Я шесть лет по окончании института работал хирургом в сельской больнице и не представляю себе, как там может функционировать дневной стационар для хирургических больных! Что, в 7.00 бабушка из отдаленной деревни с молоковозом (автобусное сообщение есть далеко не везде) приезжает на операцию, а затем в 12.00 (молоковоз ждать не будет) возвращается в свою деревню по раздолбанной дороге, в избу с печным отоплением, отсутствием горячей (а иногда и холодной) воды, отсутствием связи и прочими прелестями деревенской жизни?
Планируется поддерживать хирургические стационары межрайонных центров, которых в Пензенской области четыре. По мнению чиновников от медицины жители прикрепленных районов будут приезжать в эти центры для хирургического лечения. Но сельский народ своеобразен. Не поедут они «вырезать» грыжу к «чужому» хирургу, вдали от своих родственников и хозяйств, будут сидеть дома до последней возможности. Несложно представить каким ростом поздней доставки и запущенных случаев острой хирургической патологии это обернется!
Механизм закрытия отделений уже придуман. Финансирование планируется сохранить тем учреждениям, которые работают в соответствии с «Порядками оказания медицинской помощи больным с хирургическими заболеваниями» - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 24 декабря 2010г. N 1182н. Могу сказать точно, что ни одно хирургическое отделение в городах и районах Пензенской области (кроме Областной клинической больницы) не соответствует приложению 7 этого приказа. И если функциональные кровати «по числу коек», или противопролежневые матрасы можно приобрести, то создать во всех больницах системы централизованной разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума – это серьезная проблема, не разрешимая для местных бюджетов.
Приложения 4 и 6 этого приказа – из области фантастики. Такого количества хирургов в районах  нет, и не будет. Кадровая проблема в провинциальной хирургии на сегодня крайне сложная. Заработная плата хирурга не просто мала, она унизительна для врача. Вот базовые оклады хирургической бригады:
Анестезиолог-реаниматолог - 15900р.
Операционная сестра - 9600р.
Врач-интерн – стипендия 7000р.
Врач-хирург – 5900р.
Если государство решило, что «хорошего врача больные прокормят», то не понятно, зачем нужны травля и очернение врачей в СМИ? Зачем провокации спецслужб с дачей взяток и «покупкой» липовых больничных листов?
Как это не цинично звучит, но сельскую хирургию, в некоторых случаях, спасают пенсионеры и алкоголизм. Поясню: молодой специалист приезжает в район, 2-3 года работает, получает начальные навыки в хирургии, а затем либо ищет себе место в столичных регионах, где предоставляют жилье и приличную зарплату, либо уезжает за границу. Остаются люди пенсионного возраста и те, у кого возникают проблемы с алкоголем.
Так, в пяти районных больницах Пензенской области работает по одному хирургу. В одной из крупных межрайонных больниц, на 9,5 ставках - 4 хирурга. О каком качестве оказания медицинской помощи можно говорить, если люди работают больше, чем на 2,5 ставки?
Ярким примером некомпетентности Минздрава РФ служат Порядки оказания медицинской помощи по профилю «детская хирургия». В соответствии с этим документом, общий хирург НЕ МОЖЕТ оказывать помощь детям – ни экстренную, ни плановую. Как это выглядит на практике?
В Пензенской области только два детских хирургических отделения. Ребенку (а сейчас дети - до 18 лет) в Областной детской больнице, например, вылечили перелом конечности, наложили гипс и отправили в район по месту жительства. А снять гипс общий хирург не может – не положено. Семнадцатилетний подросток обратился в районную больницу с панарицием – что, за 200км отправлять в детскую больницу? Или другой пример – администрация больницы заставляет хирургов (и это правильно) участвовать в профосмотрах детей и подростков. Естественно, хирурги и детей смотрят, и гипс снимают, но эту работу страховые компании, на основании нормативных актов Минздрава РФ, не оплачивают. 
Хуже ситуация, когда ребенку требуется экстренная помощь хирурга. Не оказать помощь больному нельзя – статья. Отправить в областной центр из отдаленного района – только потерять время и навредить. Оперировать на месте – в случае осложнений, летального исхода, или недовольства родителей – статья.
Пензенская губерния не большая – самый отдаленный район в 220км от областного центра. А как быть хирургам Красноярского или Алтайского края, Тюменской области, где расстояния огромны?
 
На эти и многие другие вопросы организации хирургической помощи я так и не смог найти ответов, поэтому принял решение уйти с должности главного внештатного хирурга области. Может быть, кто-то другой сможет справиться с задачами, поставленными Минздравом?
 
Бывший Главный хирург Минздравсоцразвития Пензенской области,
доктор медицинских наук, профессор В.И.Никольский.
Сергей Митин # 6 декабря 2012 в 18:38 +2
На Ваш вопрос, кто справится? Ответ один - НИ КТО! Мы живём в условиях, где ГНОБЯТ переферийную медицину. С уважением С.Митин г.Луга
Евгений # 6 декабря 2012 в 20:51 +1
Поддерживаю, коллега... Однако Вы - ушли, Валерий Исаакович, а ведь и так - среди главных хирургов, как и других менеджеров в халатах, одно г... нетонущее осталось. Деградация не только районной - и в крупных городских центрах, муниципальной хирургии идет и ускоряется. К сожалению, как и Вы - выхода в существующей системе координат - не вижу.
Алексей Квасов # 6 декабря 2012 в 21:19 +2

Всё верно на 1000%! Это кратко и, в основном, о ЦРБ. А в областном центре практически такая же картина: нет ни людей, ни обещанного "чудо-оборудования". Много об этом можно рассказывать, но нас, да как и Вплерия Исааковича, никто из руководства не хочет слышать. Создаётся впечатление о целенаправленном уничтожении хирургической службы в угоду платной медицине

Константин # 6 декабря 2012 в 22:07 +4
Здравствуйте. Я живу и работаю в Челябинской области, стаж более 20 лет. Целиком и полностью разделяю Вашу точку зрения. ...И искренне восхищаюсь Поступком с большой буквы. Все-таки Честь и Совесть еще остаются для многих не разменной монетой, а истинными ценностями порядочного человека. ... Но как-то противостоять идиотизму и геноциду народа надо! Как?!
Дергаль Сергей # 7 декабря 2012 в 23:00 +2
Валерия Исааковича знаю лично. Хочу сказать что этот "бывший" главный хирург, реально один из немногих кто не по наслышке знаком с хирургией. Человек фонтанирующий идеи, ОПЕРИРУЮЩИЙ главный хирург (а Вы много знаете оперирующих или оперировавших главных хирургов), да к тому же и достаточно мудрый человек. Походу действительно с медициной ЖОПА если даже такие люди уходят. Надеюсь это не подковерные игры "успешных" менеджеров.
Андрей # 14 декабря 2012 в 21:25 0
Мысль Минздрава понятна. Не хватает врачей? - сократим количество коек и ставок, много больных? - плевать сократим среднее прибывание пациента в стационаре. Статья разумная, но от нашего "бубнения" даже в рамках РОХ ничего не изменится пока медицина будет строится от экономической целесообразности, а не Дела - то есть лечению и профилактики заболеваний. Я хирург со стажем 10 лет, работаю в ЦРБ, но последнее время на работу идти тошно. Модернизация - большинство лекарств люди вынуждены покупать сами (непорядочные поставщики), на настоящий момент к примеру нет шприцов и я вынужден идти и выпрашивать шприцы у больных, что б определить группу у экстренного пациента с кровотечением. Работать приходится на 2-3 ставки, и не только хирургом, но и травматологом и детским хирургом, а по дежурству попробуй кому помощь не оказать не по профилю или пропустить чего - сразу или в суд или в прокуратуру - неоказание помощи, оставление в опасности или халатность. Из диагностических возможностей по дежурству общие анализы ну и ФГДС, потому как вторую спецуху приобрел.. Очень хочется уйти, а средний возраст хирургов у нас - 53 года (это из ежегодного отчета). Но более всего злит отношение социума... На многое можно закрыть глаза, но на озлобленность людей которым ты пытаешься помочь - сложно.
Петров Дмитрий # 21 декабря 2012 в 11:30 +1
После отставки хирурга, профессора В.И.Никольского в Пензенской области был назначен главным хирургом ЛОР-врач. Хирурги региона теперь не знают, плакать или смеяться. Методические разработки для хирургов, экспертиза умерших хирургических больных, консилиумы у тяжелых больных, обходы хирургических отделений – и это все ЛОР ???. А может это не фарс, может нормально? Коллеги, поделитесь своими соображениями о том, кто должен возглавлять хирургическую службу области, нужна ли вообще должность главного специалиста? Как у вас?
Админ Таривердиев М.Л. # 21 декабря 2012 в 15:46 +4
В одном из дальневосточных регионов главным хирургом назначен неоперирующий гинеколог....... Судите сами-фарс или комедия
Глухов Владимир Иванович # 22 декабря 2012 в 13:39 +2
Уважаемый Михаил Леонидович, регионом, где главным хирургом назначен акушер-гинеколог, является Приморский край. Я работаю зав. межрайонным хирургическим отделением в течении 35лет. Ранее главный хирург знал все больницы и всех зав.хир. отделениями. От руководителя хирургической службы края всегда была весомая поддержка районных больниц. Я вынужден был встретиться с акушер-гинекологом, но мне к сожалению не был задан не один вопрос. От меня просто отвернулись и так называемый главный хирург продолжал работать на компьютере. Полностью согласен с Валерием Исааковичем. При дальнейшем подобном развития здравоохранения, развал хирургических служб районных учреждений неизбежен.Хирурги приветствуют подобный профессиональный сайт. С уважением заведующий межрайонным хирургическим отделением Глухов В.И.
Кривоногова Галина Анатольевна # 3 июля 2013 в 21:47 +1
Трагедия...
Руруа Коба Джемалович # 23 декабря 2012 в 23:55 +2

Уважаемые коллеги! Мне очень жаль, что такой профессионал как Валерий Исаакович добровольно ушел с столь ответственной должности, но понять это можно. Создается впечатление, что «там, на верху» никому ничего не надо. Действительно, многие не понимают, что происходит за пределами МКАД. У человека, как у настоящего профессионала, по пунктам расписаны наболевшие, самые острые проблемы (точнее часть из них) в здравоохранении в данном регионе РФ. Автором приведены, нам хорошо известные, скандальные приказы Минздрава РФ, которые, на мой взгляд, являются плодом проводимой слепой политики в системе образования и кадрового обеспечения гос. учреждений, преступного равнодушия компетентных лиц, принявших эти законы за не посредственные и отдаленные последствия этих же законов. Прочитал комментарии и очередной раз понял «насколько наши проблемы похожи» Уважаемые Коллеги. Страна огромная, великая, самая большая и богатая, а в ней ни больной недоволен, ни врач. Кто же тогда получается доволен…Конечно же чиновники, ворующие миллиарды. А реальная жизнь Российской глубинки выглядит иначе. Позвольте немножко рассказать о своей профессиональной деятельности. Работаю в ЦРБ в Лен. Области около 9 лет хирургом и урологом. Но это условное деление, а в самом деле, учитывая отдаленность населенного пункта от областного центра, кем только работать не приходится: и детским хирургом (вес спектр по экстренной абдоминальной детской хирургии, травмы и т.д.), и травматологом, и онкологом (что делать при отказе пациента " никуда не поеду, здесь умру!!!" приходится делать и гемиколонэктомии, и субтотальные резекции желудка), и окулистом, и ЛОР врачом (например вскрытые паратонзилярных абсцессов, остановка носового кровотечения др.), и гинекологом (острая гинекологическая патология, также Кесарево сечение при отсутствии единственного районного гинеколога), и сосудистым хирургом, и нейрохирургом (в основном трепанации черепа при острых гематомах). Работаем сутками и конечно же каждый день (с дежурства не уходя домой до 16:15 как минимум). Условие работы: без КТ, и даже УЗИ нет ночью и выходные дни. ФГДС по вызову, естественно, только при кровотечениях. С 2013 года хотели вообще закрыть у нас некоторые отделения и наверняка, после нашего обоснованного возмущения, где прозвучали угрозы массовых демонстрации и привлечения СМИ, вроде бы как остановились только на сокращении нескольких коек…. Не знаю, на долго ли это. В общем, работаем в условиях хронического стресса, в каком то - хаосе, мы всем все должны. При неудовлетворительных результатах (а такое, конечно, случается, в том числе и у нас) спросят по всей строгости и по полной программе, при этом, не учитывая специфику и особенности трудовых условий в данном учреждении. Сколько раз были попытки написать заявление, но пока терплю все это… Всем известно, что мы врачи ведем своеобразную борьбу против болезни, стоим на самой передовой линии огня, но вся беда в том, что из за неоправданных, непрофессиональных приказов нашего высшего командования приходится воевать на двух фронтах и иногда умираем от слепой пули в затылок, так болезненно задевшей наши души… Печально это все, куда катимся?????

Но мы врачи, мы оптимисты, будем надеется на светлое будущее. В преддверии нового года, хочу всех Вас поздравить с наступающим новым 2013 годом, пожелать Вам удачи, терпения и творческих успехов.

Будневский В.И. # 26 декабря 2012 в 09:18 +3
Я полностью согласен с выводами «бывшего» Главного хирурга Минздравсоцразвития Пензенской области, д.м.н., профессора В.Н. Никольского Этот административно-командный процесс «Перезагрузки» действительно, будет губительным для сельского населения, будут окончательно уничтожены кадры квалифицированных хирургов в большинстве районных центров. С другой стороны, такой процесс «Перезагрузки» полностью противоречит статье 10. Доступность и частично медицинской помощи Ф.З. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в которой черным по белому записано: «Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается: 1. Организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства;... 3. Возможностью выбора медицинской организации и врача;... 5. представление мед. организацией гарантированного объема медицинской помощи;... 7. Транспортной доступностью медицинской организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;... Экс-главный хирург Управления Здравоохранения Пензенской области 1983-1997 годы. Заслуженный врач РСФСР, к.м.н. Г.И. Демидов
Федоров Андрей Владимирович # 26 декабря 2012 в 10:48 +2
Очень жаль, что в настоящее время нет должности главного хирурга с большими полномочиями, как это было раньше, а есть должность главного специалиста, над которым 5-6 начальников. Кроме экспертизы умерших хирургических больных, практически, он другими насущными проблемами не занимается. Считаю необходимым вернуть должность Главного хирурга, непосредственно подчиняющийся Руководителю департамента или Министру здравоохраненияи в субъектах Российской Федерации, и занимать эту должность должен ведущий хирург, имеющий большой опыт работы, и пользующийся авторитетом среди коллег. Профессор В.А. Зурнаджанц
Совцов Сергей Александрович # 28 декабря 2012 в 12:32 +3

Почему я ушел с должности главного хирурга области? Проработав в этой должности практически 20 лет, я без всякого сожаления и абсолютной сознательно и добровольно покинул ее. Связано это с целым рядом причин, которые накапливались постепенно и в возрастающем числе. Первое и самое главное, что главный специалист в настоящее время практически никак не может повлиять на состояние хирургической службы в конкретной территории. После введения пакета законов о местном самоуправлении руководитель службы может лишь вносить рекомендации по тому или иному вопросу, а окончательное решение принимают руководители здравоохранения и часто в противовес сделанным предложениям, часто без всякого обоснования принятого решения. Главный хирург ни коим образом не может влиять на оптимизацию числа и вида хирургических коек в регионе (хотя они явно завышены на 20-30%), оптимизации численного состава врачей-хирургов, работы амбулаторно-поликлинической помощи и т.п. Это связано прежде всего с финансовой составляющей имеющегося положения дел, а так как вы не можете на это повлиять, то все что предлагается -отвергается. Этого же касается и принципов формирования тарифов для лечения хирургических больных. Вас и на пушечный выстрел близко к этому не подпустят. Вместе тем, я не знаю ни одного главного специалиста( в т.ч. и хирурга), который бы входил в состав согласительной комиссии ФОМС. И это лишь небольшая толика имеющихся проблем. Поэтому, я абсолютно убежден, что в настоящее время должность главного хирурга абсолютно не нужна. А мысль очень простая- что вполне достаточно в органах управления здравоохранения иметь должность врача-инспектора хирурга , который должен заниматься текущей чиновничьей работой: отчеты, справки для вышестоящих начальников, разбор жалоб и естественно инспекционная работа по хирургической службе(кстати говоря подобные чиновники есть в департаментах и министерств здравоохранения во многих странах). Я хорошо помню, когда мне главные хирурги Тюменской области (доц. Данков М.В) и Оренбургской области (профессор Н.И.Слепых) рассказывали мне, что их начальники запрещали им ходить в операционную, работать по специальности. А в департаменте здравоохранения они должны быть с 8 утра до 17 вечера все дни недели. Сейчас это практически повсеместно по России.. , т.к. в чиновника сегодня превращены главные внештатные специалисты хирурги территориальных образований в стране. Ну, а хирурги-профессионалы (это может быть и заведующий отделением и профессор кафедры) должны привлекаться к чисто лечебной работе(консультации, консилиумы, операции и т.п.). А представители РОХ и его эксперты (мысль М.Л.Таривердиева) должны заниматься работой по оптимальной организации хирургической службы в стране, совместной работой с ФОМС (по тарифам и т.п.) образовательными программам, национальными рекомендации и т.п. Да честно говоря к тому же , я не разу не слышал о должности главного хирурга штата Техас или земли Баварии – их просто никогда не существовало или о звании – заслуженный врач Франции или Великобритании. Это все наше, местное.

Качалов Сергей Николаевич # 13 июня 2013 в 06:31 0
Государство, которое не может по достоинству оценить роль врача, начинает обливать его грязью или вешать на грудь дешевые побрякушки. И то, и то сейчас налицо. Увы...
Лозовский Игорь Федорович # 23 июля 2013 в 23:52 +1
Пока не будет безжалостно уничтожена власть чиновника от медицины, пока национальное здравоохранение не будет в руках ПРОФЕССИОНАЛОВ - НИКОГДА ничего не изменится...
Тришин Евгений Валерьевич # 9 сентября 2013 в 19:19 0
Уважаемые коллеги! Хотелось бы услышать мнение о своем главном хирурге врачей Пензенской области? А вообще, то что написал Валерний Исаакович абсолютная правда в России везде.
Чекашев Виктор Владимирович # 13 сентября 2013 в 18:40 0
Позволю не согласиться с профессором в той части,что ургентная хирургическая помощь детям не может быть оказана просто врачом-хирургом. Приках №1007 говорит о том,что при отсутствии детского хирургического отделения (коек)ребенок д.б. госпитализирован в ЛПУ,где есть хирургические койки и отделение (палата) реанимации-интенсивной терапии. В остальном-чистая правда-жестокая,безжалостная.

← Назад